Герои Союзного государства
К 75-летию великой Победы!
Звезда нашла Героя
Отважному командиру 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генералу Минигали ШАЙМУРАТОВУ присвоено звание Героя России – спустя 77 лет после гибели
Указ о награждении Президент России Владимир Путин подписал 30 марта 2020 года. Почему награда нашла героя лишь спустя столько лет, «СГ» рассказал режиссёр-документалист Радик КУДОЯРОВ, потративший немало времени и сил, чтобы выяснить истинные обстоятельства гибели генерала и восстановить историческую справедливость.
После поражения немцев под Сталинградом фельдмаршал Эрих фон Манштейн перебрасывает танковые дивизии СС из оккупированный Европы на Восточный фронт. Неожиданным препятствием им стали советские кавалеристы. В ходе операции «Скачок» 7-й корпус генерала Михаила Борисова первым прорвался на территорию оккупированной Украины, чтобы разрушить коммуникации и базы снабжения врага. Манштейн был вынужден снять две танковые дивизии с основного театра действий и направить их на уничтожение кавалерийского корпуса. Сделать это было нелегко: в течение двух недель наши бойцы без боеприпасов, медикаментов и провианта оказывали упорное сопротивление немцам. Однако в конце февраля 1943 года почти весь 7-й корпус был уничтожен, а легендарный командир 16-й конной дивизии Минигали Мингазович Шаймуратов долгое время будет считаться пропавшим без вести.
– Радик, в 2015 году состоялась премьера документальной драмы – вашего фильма «Генерал» о Минигали Шаймуратове. Впервые были обнародованы многие уникальные документы, которые открыли истинные обстоятельства гибели военачальника. Почему вас заинтересовала эта тема?
– Я как-то прочитал статью о гибели Шаймуратова, автор преподносил её как серьёзную историческую аналитику. Стал заниматься темой и понял, что факты сильно искажены, а материалы, на которые автор ссылался как на абсолютно закрытые, на самом деле доступны. В статье в очередной раз перемалывались факты, подтверждающие легенду, которую берегли на протяжении 70 лет, оболванивая не одно поколение.
– Что это за легенда?
– Двадцать третьего февраля 1943 года в результате ошибочных действий некоторых руководителей большинство офицеров 7-го гвардейского кавалерийского корпуса и три генерала – командир корпуса Михаил Борисов, его заместитель Степан Дудко и командир 112-й Башкирской кавалерийской дивизии (переименованной в 16-ю гвардейскую в феврале 1943-го) Минигали Шаймуратов – пропали без вести. Это было чрезвычайным происшествием даже в условиях военного времени. Как вскоре выяснилось, Борисов сдался в плен, немцы провезли его в открытой машине для всеобщего обозрения. Неизвестной оставалась судьба двух других генерало, Дудко и Шаймуратова. Десятилетиями разные эксперты твердили, что нет никаких документов об их гибели. Это действительно так: все документы штаба корпуса попали к немцам.
Везде, в том числе в музеях, рассказывали историю, что Шаймуратов погиб с шашкой в руке, но никто из свидетелей последнего боя не видел генерала мёртвым. Поползли даже слухи о предательстве. Сейчас можно точно сказать, что тяжело раненного командира 16-й дивизии офицеры и бойцы группы охранения привезли в дом Прасковьи Бакай. Это была единственная сохранившееся изба в деревне Юлино Первое, близ которой происходили события (Ворошиловградская, ныне – Луганская область. – Ред.). Некоторое время спустя немцы прошли мимо дома, преследуя разрозненные группы наших кавалеристов. Зверски расправились с генералом казаки-каратели, служившие фашистам, их интересовали в основном трофеи. Они выкололи Шаймуратову штыками глаза, вырезали звезду на груди и воткнули сабли. Тело положили у порога и перешагивали через него, а потом сбросили в глубокий колодец вместе с ещё двумя десятками казнённых.
Как правило, немцы запрещали расправляться с попавшими в плен старшими офицерами, но предателям скрыть злодеяние было несложно: личных документов при генерале не было, их забрали наши офицеры, которые привезли тяжелораненого генерала в дом женщины. Скорее всего, они тоже не вышли из окружения живыми или позже погибли в немецком плену. Но мне удалось найти воспоминания одного выжившего тяжелораненого кавалериста.
Важно отметить, что впервые в 1970 году о гибели генерала услышал башкирский тележурналист Мансаф Гиляжев. Ему о жестокой расправе поведала непосредственная свидетельница тех трагических событий Прасковья Бакай. Гиляжев вернулся в Башкирию, рассказал о сенсационной находке местным властям, хотел создать фильм, но ему приказали молчать.
– Значит, попытки разобраться в этой истории всё-таки предпринимались…
– Конечно. Например, в 1948 году была проведена эксгумация, как тогда думали, останков генерала Шаймуратова. На самом деле это были останки генерал-майора Степана Дудко, который погиб, когда его группа утром 23 февраля наскочила на засаду в значительном отдалении от места планируемого прорыва. Местные жители деревни Ивановка похоронили генерала здесь же, где он и погиб, а после войны он был торжественно перезахоронен в селе Петрово-Красноселье (ныне город Петровское Луганской области). На скале у места гибели военачальника башкирские пионеры-следопыты выбили надпись: «Здесь погиб генерал-майор М.М. Шаймуратов». Так родилась и на протяжении десятилетий всячески сохранялась эта легенда.
Важно отметить, что в народной памяти Шаймуратов всегда был героем. Память о тех событиях жители Луганщины передавали из уст в уста. Рассказы очевидцев могли бы помочь в расследовании обстоятельств гибели. Но в официальных документах Министерства обороны, например в отчёте о безвозвратных потерях корпуса, отмечено, что Шаймуратов погиб или пропал без вести. Для авторов и сторонников легенды это было полезное заблуждение: в советское время погибнуть в бою с шашкой наголо было единственным признаком доблести. Другие варианты на малой родине героя просто не рассматривались.
Поэтому власти неохотно реагировали на попытки ветеранов кавалерийской дивизии и других энтузиастов прояснить обстоятельства гибели Шаймуратова. Обнародованию реальных фактов препятствовали и идеологические соображения, ведь среди мучителей Шаймуратова были предатели Родины из числа донских казаков. Вот власти и предпочитали молчать.
– Молчали и о бесславном поступке Борисова…
– Да, я проанализировал документы, которые ранее были недоступны, и понял, что именно командир 7-го кавкорпуса Михаил Борисов послал Шаймуратова на верную гибель. Генерал Шаймуратов никогда не принимал решений без анализа разведданных, но командир корпуса, угрожая оружием, приказал ему начать прорыв 23 февраля 1943 года, невзирая ни на что. В итоге немцы пропустили 16-ю кавалерийскую дивизию в приготовленную ловушку и практически расстреляли в упор. В боевом журнале одного из немецких подразделений написано, что в ночь на 24 февраля 10 старших офицеров 7-го корпуса покончили с собой, чтобы не попасть в плен. Однако Борисов не только сдался в плен, но и подробно написал немцам о своём корпусе, его сильных и слабых сторонах, вооружении...
– Как вы распутали эту историю?
– Весь фильм основан на архивных документах, каждая реплика в авторском тексте, который читает актёр Сергей Чонишвили, подкреплена документом. Например, в Германии сохранилась подробнейшая карта боёв на территории Ворошиловградской области 23–25 февраля 1943 года. Немцы очень тщательно внесли всю информацию – отмечены высоты, время, стрелками указано, какой батальон кого прикрывал. Карта позволила реконструировать ход событий. Шестнадцатая кавдивизия должна была отвлечь противника. Её направили прямо на вражеские огневые позиции, надеясь на то, что штабу корпуса с остатками 15-й дивизии удастся выйти из окружения через узкий участок.
Чтобы восстановить ход событий, я работал в Донбассе, где погиб Шаймуратов. Кстати, материалы там закончил собирать в 2013 году, перед самым началом боевых действий, мы успели заснять памятники, которые теперь уже разрушены. Я также собирал материалы в Великобритании, Германии, Башкирии, на родине генерала. Это была как будто невидимая нить, по которой я шёл, восстанавливая по крупицам события.
Эксгумацию останков генерала Дудко, думая, что они принадлежат Шаймуратову, проводил профессор Кузнецов. Я отыскал его ученика, судмедэксперта Мухаметова, у него в гараже сохранился архив наставника – множество коробок с книгами, газетами. Я выбрал две коробки полегче. Открываю, а там пачка фотографий 1948 года с эксгумации останков! Настоящий исторический клад!
Кузнецов тогда просто забрал череп, теперь мы уже понимаем, что это был череп Дудко. А вот этих фотографий в материалах дела нет – они могли бы пролить свет на подлинные обстоятельства гибели Шаймуратова. Но сомнений в том, что он погиб с шашкой в руке, тогда не возникало. Другая версия событий была просто никому не нужна.
В декабре 1948 года за подписью трёх руководителей Башкирии на имя Сталина было направлено ходатайство о присвоении генералу Шаймуратову звания Героя Советского Союза, но оно осталось без удовлетворения. Хлопотали о посмертной награде и знаменитые военачальники, например маршал Семён Будённый. Писал Сталину и генерал Борисов, в мае 1945 года он был освобождён американцами из лагеря военнопленных в Баварии, затем, после проверки НКВД, был восстановлен в армии и 10 лет руководил военной кафедрой Харьковского госуниверситета.
– Какие ещё уникальные находки были во время работы над фильмом?
– В фильме есть сцена, где генерал Борисов сидит в украинской степи с пионерами-шаймуратовцами, которые учились в школе, названной в честь погибшего генерала. Эти кадры хроники я нашёл в частном архиве на Украине.
А в частном архиве в Германии я разыскал кадры, на которых хроникёр запечатлел, как хоронили лошадей вместе с умирающими офицерами. Эта съёмка сделана как раз на Украине. Но видеодокументов, связанных с жизнью и последним боем корпуса, 16‑й конной дивизии Шаймуратова по понятным причинам не существует. Поэтому нами были сняты полноценные игровые сцены с участием актёров, кавалерии, артиллерии. При этом всё было максимально приближено к тому, что описано в документах, мемуарах, воспоминаниях. Например, одежда генерала Шаймуратова в кадре полностью соответствует той, которая была тогда на герое. Специально шились тёмно-синяя венгерка, бриджи, башлык, тёмно-серая каракулевая кубанка.
– Реальные действия проходили на Украине, а фильм вы снимали в Беларуси?
– Да, и генерала Шаймуратова играет белорусский актёр Андрей Голубев, он, кстати, на площадке чуть не погиб. Когда снимали уже последний эпизод, пиротехник промахнулся буквально на секунду, произвёл взрыв и испугал лошадь, а Андрей начал делать трюк чуть раньше, чем животное отреагировало. Лошадь его подбросила, актёр неудачно приземлился, практически на голову. Но Голубев легко отделался: сломал только одно ребро. Мы его снимали, страдающего от реальной боли, и этот крупный план вошёл в фильм – последние минуты жизни Шаймуратова.
– Ваша картина, проливающая свет на истинные обстоятельства гибели Минигази Шаймуратова, вышла в 2015 году. А звание Героя России присвоено генералу только в марте 2020-го...
– Я очень долго обивал пороги разных министерств и ведомств, писал письма, чтобы обратили внимание на мою работу. К сожалению, многие чиновники, к которым я обращался с просьбой поддержать ходатайство о присвоении Шаймуратову звания Героя России, просто обращались к старым документам, в которых написано «Пропал без вести», а за это Героя не дают. Поэтому, когда я начал заниматься этой темой, поставил цель: привести такие доводы, которые не позволили бы усомниться в геройской смерти Шаймуратова.
Надо сказать, что были люди, которые пытались восстановить историческую справедливость раньше, например бывший комиссар 14-й кавдивизии Бондаренко, который писал сотни писем разным людям. А бывший комкор Борисов, который послал генерала Шаймуратова на верную гибель, написал всего шесть писем...
В работе над фильмом мне очень помог Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. Благодаря его помощи и поддержке удалось рассекретить 42 документа, среди которых четыре ранее неизвестные фотографии Минигали Шаймуратова, в то время сотрудника Разведывательного управления РККА.
Из канцелярии Григория Алексеевича уходили мои письма в федеральные инстанции, таким образом они гарантировано доходили до адресатов. Среди них были и министр культуры, и министр обороны, и руководитель наградного управления администрации президента.
– За сухими строчками изученных документов каким вы увидели Шаймуратова как человека?
– Мне кажется, ему не с кем было конкурировать, он конкурировал лишь с самим собой. Это человек, который сделал себя сам. Вряд ли в детстве обычный крестьянский мальчик из глухой башкирской деревни думал, что окончит спецфакультет Военной академии имени Фрунзе, станет командиром полка кремлёвской охраны, а потом окажется во главе целой дивизии, которую сформирует из разрозненных подразделений и сам поведёт в бой. Тогда, в середине 1930-х, майор Шаймуратов под псевдонимом Шай выполнял секретное задание в Китае...
С одной стороны, он был очень крепким парнем, а с другой – довольно хрупким человеком. Его личная, семейная драма здорово подкосила его: пока Минигали был в длительной командировке, жена вышла за другого, увезла с собой их единственную дочь Октябрину. Второй раз он женился перед самой войной.
Шаймуратов был специалистом Разведуправления РККА, знал языки – английский, китайский, уйгурский, татарский и казахский. Такие люди были очень востребованы, и он бы мог занимать руководящие посты в Генштабе или в разведке, звание и опыт позволяли. Но осенью 1941-го он отправился на фронт, возглавив 112-ю Башкирскую кавалерийскую дивизию – идею Уфимского обкома ВКП(б) о формировании национальных частей поддержали в Москве. Шаймуратов воевал на Брянском, Воронежском, Юго-Западном фронтах, участвовал в Сталинградской битве, а также в Черниговско-Припятской операции. Башкирские конники сражались с особой горячей отвагой – шаймуратовская дивизия стала абсолютным рекордсменом Сухопутных войск Красной армии по числу Героев Советского Союза, Золотой Звездой были награждены 78 человек!
Я очень рад, что наконец восстановлена историческая справедливость и командир дивизии тоже получил это высокое звание. Это нужно не родственникам генерала, которых, кстати, уже нет в живых, это нужно стране и молодому поколению, чтобы думали, знали и помнили.
Президент России говорит, что мы должны помнить не только о победах, но и об ошибках, совершённых ранее. Уверен, что моя работа и есть пример такой важной памяти.
Беседовала Екатерина БАРАНОВА, Москва
Фото: Булат ГАЙНЕТДИНОВ, Национальный архив Республики Башкортостан, рассекреченные снимки и документы из фильма «Генерал»
© "Союзное государство", № 6, 2020
Дочитал до конца? Было интересно? Не поленись, поставь лайк, поддержи автора и журнал!
Материалы по теме:
Что кричали, бросаясь в атаку?
Экипаж Т-34 дрался в окружении 14 дней и ночей
Восемнадцать суток под землёй
Раритеты военно-исторических музеев