1. Эннио Морриконе и Серджио Леоне
Эннио Морриконе написал музыку более чем к 400 фильмам. За свою карьеру композитор успел поработать почти со всеми выдающимися режиссерами-соотечественниками: Пьером Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи, Джузеппе Торнаторе, Дарио Ардженто и др. Но первая ассоциация с Морриконе - его одноклассник Серджио Леоне, основоположник жанра спагетти-вестерн. Знаменитая «долларовая трилогия» Леоне принесла Морриконе мировую славу. Неудивительно, что будучи большим поклонником спагетти-вестернов в целом и Леоне в частности, Квентин Тарантино для создания саундтрека к фильму «Омерзительная восьмерка» пригласил именно Морриконе.
2. Сергей Прокофьев и Сергей Эйзенштейн
Впервые Прокофьев работал с Эйзенштейном над фильмом «Александр Невский». В историю кино эта лента вошла как пример сотрудничества великого композитора и великого режиссера. Позднее Прокофьев с Эйзенштейном вместе делали киноэпопею «Иван Грозный». Ещё до начала съемок, Прокофьев писал музыку, опираясь на рисунки Эйзенштейна. Первая серия фильма имела огромный международный успех, а вот вторая так и не вышла на экраны при жизни Эйзенштейна и Прокофьева из-за цензуры.
3. Нино Рота и Федерико Феллини
Говорят, Рота был единственным композитором, который мог записать нотами мелодии, уже звучавшие в голове Феллини, поэтому между ними практически не возникало творческих разногласий. Рота написал музыку к 17 фильмам Феллини, среди которых знаменитая «Dolce Vita» и «8½». Даже на похоронах Феллини вопреки всем правилам звучала музыка Роты. Параллельно Рота работал с такими режиссерами, как Лукино Висконти, Пьер Паоло Пазолини и Франко Дзефирелли. Но, пожалуй, самая известная работа композитора – «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, эта мелодия знакома даже тем, кто никогда не видел фильма.
4. Дмитрий Шостакович и Григорий Козинцев
Шостаковича справедливо называют пионером советской киномузыки. Уже в 1929 году он стал автором специальной партитуры к немому фильму Козинцева и Трауберга «Новый Вавилон». В то время немые фильмы сопровождались импровизациями пианистов или случайными оркестровыми подборками, так что музыка к «Новому Вавилону», вписанная в образный строй фильма, стала сама по себе событием. Шостакович работал с Козинцевым на протяжении 40 лет. На счету их совместного творчества десять кинокартин, в том числе «Гамлет» и «Король Лир».
5. Дэнни Элфман и Тим Бертон
Карьера в кино у Бертона и Элфмана началась одновременно. В 1986 Элфману предложили написать музыку к одному из первых полнометражных фильмов Бертона «Большое приключение Пи-Ви». На съемочной площадке режиссер и композитор быстро нашли общий язык, их сотрудничество затянулось на долгие годы. Эксцентричная, гротесковая музыка Элфмана как нельзя лучше сочетается с мрачными сказками Бертона.
6. Анджело Бадаламенти и Дэвид Линч
Линч нанял Бадаламенти как преподавателя по вокалу для Изабеллы Росселлини на съемках фильма «Синий бархат». Актриса должна была петь в кадре «Song to the Siren», но режиссеру не удалось достать разрешение на использование этой песни. Тогда Бадаламенти совместно с Линчем написал новую композицию под названием «Mysteries of Love». Так начался многолетний творческий союз режиссера и композитора. Сегодня фильмы Дэвида Линча прочно ассоциируются с музыкой Анджело Бадаламенти и наоборот.
7. Горан Брегович и Эмир Кустурица
Первой совместной работой Бреговича и Кустурицы стал фильм «Время цыган». В этой ленте Кустурица впервые обратился к цыганским мотивам, с которыми сегодня и он, и Брегович прочно ассоциируются. Затем последовала «Аризонская мечта», для этого фильма Брегович вместе с Игги Попом написал прославленную «In the Deathcar». Последней совместной работой режиссера и композитора стал фильм «Андеграунд». Основанный на цыганских и сербских народных песнях саундтрек к «Андеграунду» не раз входил в списки лучших саундтреков в истории кино.
8. Альберто Иглесиас и Педро Альмодовар
Трехкратный номинант на «Оскар» Альберто Иглесиас - один из верных товарищей Альмодовара. Они познакомились на съемках фильма «Цветок моей тайны» в 1995-ом и сделали вместе 11 фильмов. Последний на сегодняшний день фильм Альмодовара «Боль и слава» принёс Иглесиасу приз за лучший саундтрек на Каннском кинофестивале.
9. Клинт Мэнселл и Даррен Аронофски
Впервые Аронофски работал с Мэнселлом над своим дебютным фильмом «Пи», но, несмотря на успех картины, музыку практически никто не заметил. Настоящим прорывом для Мэнселла стал «Реквием по мечте» — фильм, который запомнили и полюбили не в последнюю очередь за тревожный саундтрек. В своих работах Мэнселл умело миксует электронную музыку с классической: в «Реквиеме по мечте» он использует как референсы реквиемы знаменитых композиторов, а в «Черном лебеде» рокерски переосмысляет «Лебединое озеро» Чайковского.
10. Абель Коженевский и Том Форд
У Тома Форда на сегодняшний день всего два фильма, музыку к обоим написал Коженевский. Мелодии Коженевского почти всегда начинаются со струнных, что заставляет зрителя глубже прочувствовать эмоции героев. Так Форд отзывается о работе с Коженевским над фильмом «Под покровом ночи»: «Абель Коженевский создает удивительные по драматизму композиции, в которых, словно джинна в бутылке, запечатывает целую бурю эмоций. На это не способен ни один из современных композиторов. Важность саундтрека в этом фильме невозможно переоценить. Именно благодаря музыке мы создаем напряжение или даем зрителю вожделенную эмоциональную разрядку. Я убежден, что Абель – гениальный композитор».
Больше материалов об авторском кино на канале в Telegram.