Роберт Митчем - легенда Золотого Века Голливуда, отличный актер, на роли которого равнялись в будущем многие звезды вестерна и жанра экшн. Кроме того, не в пример современным голливудским актерам он вел разностороннюю внеэкранную деятельность: записал два музыкальных альбома в жанре калипсо, в 1957 и 1967; отсидел 43 дня за хранение запрещенных курительных веществ растительного происхождения в1949-м, что прибавило ему популярности среди молодежной аудитории. Всего кинокарьера Митчема продлилась свыше 50 лет, а в 1995-м он снялся в эпизодической роли в "Мертвеце" Джима Джармуша.
10 ролей Митчема, вошедших в историю
Преследуемый (Pursued), 1947, режиссер - Рауль Уолш
Сниматься Митчем начал еще в 1943-м году, но настоящий успех пришел к нему в 1947, когда он исполнил главные роли в двух фильмах. В первом из них, "Преследуемом", он сыграл ковбоя с темным и непростым прошлым. Фильм, к слову, представляет собой идеальный вестерн-нуар, оправдывающий само существование данного термина: действие происходит на Диком Западе, но структура сюжета и герои чисто нуарные.
Из прошлого (Out of the Past), 1947, режиссер - Жак Турнер
Вторым и более известным хитом Митчем в 1947-м году стал образцовый нуар "Из прошлого", в котором актер примерил на себя образ невозмутимого частного детектива. "Из прошлого" демонстрирует, что нуарный детектив из Митчема получился не хуже, чем из Богарта. Разница в том, что Митчем довел собранность и молчаливость героя до нового уровня, который спустя 20 лет сможет переплюнуть только Делон в "Самурае".
Женщина его мечты (His Kind of Woman), 1952, режиссер - Джон Фэрроу
Еще один нуар в фильмографии актера, но более легковесный и экзотический. "Женщина его мечты" не столь экзотична, как "Жестокий Шанхай" или "Калькутта", действие происходит свего лишь в Мексике, но сюжетная завязка для своего времени была не избитой. Митчем изображает героя, которого наняли на странную и высокооплачиваемую работу из-за схожести с известным гангстером, которому срочно понадобилось инсценировать свою смерть.
След кота (Track of the Cat), 1954, режиссер - Уильям Уэллман
Вестернов в фильмографии Митчема было даже больше, чем нуаров. Но играл он, как правило, роли героические, чего нельзя сказать о "Следе кота", где ему досталась роль самоуверенного и самовлюбленного мажора.
Ночь охотника (The Night of the Hunter), 1955, режиссер - Чарльз Лоутон
Абсолютная классика Голливуда и роль которой достаточно, чтобы обеспечить себе место в истории. Маньяк-проповедник Гарри Пауэлл в исполнении Митчема до сих пор входит в топы лучших кинозлодеев всех времен и народов, а фишку с татуировками Love и Hate кто только не пародировал.
Домой с холма (Home from the Hill), 1960, режиссер - Винсент Минелли
Отличная голливудская мелодрама, которую очень хочется причислить к Южной Готике. Благо, действие происходит в восточном Техасе и южноамериканского сельского колорита в фильме хоть отбавляй. Митчем снова играет антигероя, такого, каким мог бы оказаться повзрослевший персонаж из "Следа кота".
Мыс страха (Cape Fear), 1962, режиссер - Дж. Ли Томпсон
Пусть, ремейк этого фильма 1991, снятый Мартином Скорсезе с Робертом Де Ниро и Ником Нолти гораздо известней, да и снят в разы лучше, оригиналу с Грегори Пеком в роли адоквата, семью которого преследует вышедший на свободу зэк в исполнении Митчема, есть что предложить. Фильм был снят еще при Кодекса Хейса, поэтому сценаристу, режиссеру и актерам пришлось заниматься эзопоречием, что и придает фильму определенный шарм.
Вилья в седле (Villa Rides), 1968, режиссер - Базз Кулик
Конец 60-х был временем перемен в Голливуде, когда верхи не могли снять актуальное кино, а низы стариковские фильмы смотреть уже не хотели. На этом фоне вышло несколько крупномасштабных военных, исторических и приключенческих фильмов. Одним из самых любопытных стал "Вилья в седле", создатели которого ориентировались одновременно на масштабные исторические эпики а-ля "Лоуренс Аравийский" и находящийся на пике популярности спагетти-вестерн. Роберт Митчем исполняет роль американского авантюриста, оказавшегося в компании с Панчо Вильей (Юл Бриннер) и его правой рукой Фьерро (Чарльз Бронсон) во времена мексиканской революции начала прошлого века.
Дочь Райана (Ryan's Daughter), 1970, режиссер - Дэвид Лин
Митчем доказывает, что способен играть не только крутых парней, инфернальных маньяков и развращенных землевладельцев но и персонажей, на которых в местных широтах принято наклеивать ярлык "маленького человека". В "Дочери Райана" он внезапно предстал в образе ирландского священника, которому изменяет с британским офицером молодая жена. Фильм, кстати, лишь немного уступает своим размохом главному шедевру Лина "Лоуренсу Аравийскому" несмотря на локальность конфликта.
Якудза (The Yakuza), 1974, режиссер - Сидни Поллак
Фильмом на тему "Восток встречает Запад" в Голливуде, начиная с 60-х, было снято прилично. Правда, удачными получились не так много, как хотелось бы. "Якудза" в числе лучших представителей явления. Митчем снова играет частного детектива, который объединяется с Кеном Такакурой, чтобы разобраться с титульной якудзой.