Вчера вышел выпуск программы Нобеля Арустамяна "Инсайдеры: Юрий Сёмин". Доступен на "Матч-ТВ".
Семин в 37-минутной прогулке по московскому парку с Нобелем Арустамяном ответил на его вопросы и прорефлексировал причины своей отставки из "Локомотива".
О результатах своей работы
Сёмин отметил, что себя нормально чувствует и даже хорошо, потому что считает, что свою работу сделал хорошо.
За 4 года его штаб поднял команду с 11 места в топ.
А главное достижение - возврат болельщиков на трибуны. С 5-8 тыс. до 15-20 тыс. на домашние матчи "Локомотива".
Также он отметил в качестве большого достижения прогресс молодых игроков "Локомотиве". Они выросли в цене, стали востребованы. Речь идет о Баринове, Миранчуках.
В качестве еще одного достижения он назвал подъем экономики "Локомотива". А именно совокупные доходы от посещаемости, трофеев, еврокубков по его оценке грубо - около 70 млн. евро. Он подчеркнул, что все в комплексе, а не только ЛЧ. По его мнению, можно и больше даже заработать в ЛЧ.
Сёмин отметил, что на улице его приветствуют болельщики и очень уважают, что его также радует, а жизнь продолжается.
О болельщиках
Сёмин рассказал, что считает болельщиков важным элементом клуба. Без болельщиков футбол совершенно не то, что видно на примере АПЛ и Бундеслиги. Что по его мнению, надо уметь выстраивать работу с болельщиками. Если тренер популярен, то лучше не расставаться с тренером. А Кикнадзе ввязался в войну с болельщиками и это ему аукнется - он уйдет в отставку. А "Локомотив" в ходе этого опять потеряет громадную аудиторию фанатов.
О стратегии "Локомотива"
Сёмин сказал, что это его вина, что он не убедил руководство РЖД в своих идеях, как сделать "Локомотив" лучше. В частности, чтоб не покупать дорогих игроков, но правильно выбирать игроков, которые бы усилили. И тренер должен знать, кого берут. Это надо согласовывать (собственно как сейчас Кикнадзе и делает с Николичем).
О прерогативах тренера и гендира в футбольном клубе
Сёмин сказал, что тренер всегда учитывает финансовую составляющую, но в клубе должна быть четко разделены полномочия прерогативы тренера и гендира. Сёмин рассказал, что всегда предоставлял график тренировок для Кикнадзе, "ему всегда была бумага", но расшифровывать каждое упражнение - Сёмин считает, что это неуважение к тренерской работе. Генераьный директор в этих вопросах некомпетентен. Семин привел в пример Суркиса, который никогда не лез в тренировочный процесс. Это недоверие, тогда или доверять, или убирать. "Наверно поэтому меня и убрали" - грустно резюмировал Палыч затем.
О травмах
Особо подробно о травмах высказался Сёмин, развенчав миф об 11 травмах. Он даже подготовил список травмированных и причины.
Да, у нас было 11 травм. Вот берем: Живоглядов — потертости. Смолов, Жемалетдинов, Алексей (Миранчук) — мышечные травмы. Тут согласен. Баринов — грыжа была, может операцию делать придется. Игнатьев — голеностоп. Джорджевич — перелом был. Фарфан — перелом был. Антон (Миранчук) — перелом был. Эдер пропустил тренировки из-за голеностопа. Вот рассказал все травмы, кто в этот период пропускал.
А почему травмы произошли? Чтобы было меньше травм, нужна подготовка перед сезоном. А когда человек говорит, что 11 травм, неправильная подготовка, пусть возьмет график и посмотрит, когда игроки все собрались. У одного не подписан контракт, другие уходят — не уходят, третьи приехали — не приехали.
Летняя подготовка действительно была скомканной, в команде отсутствовало много сборников, и полный сбор прошли только игроки резерва и молодежки.
О спортивном директоре
Сёмин считает, что на этой должности должен работать человек в одной упряжке с главным тренером. Вместе приходить и вместе уходить. В частности, он говорил, что сто раз предлагал Бориса Ротенберга, молодого, который знает футбол.
Также сказал про то, что этим мог заниматься Владимир Маминов, который хорошо работал с командой. Семин удивился, почему он сейчас вне команды. Слушать Лосюка, который был торговцев и некомпетентен в футболе, он считает ниже своего уровня.
Сёмин положительно высказался об Эрике Штоффельхаусе, которого назвал как работающего более профессионально. А о разногласиях отметил, что они бывают всегда.
О Фарфане
Плавно речь перетекла к трансферу Штоффельхауса Джефферсону Фарфану. Сёмина возмутило, что немец привел его в команду вообще не уведомив тренера. Но отметил, что Штоффельхаус действительно угадал, как оказалось впоследствии, так как Фарфан был сильнее и реально помог. Но в то же время отметил, что немец промахнулся с травмой Фарфана. А Сёмин всегда обязан был учитывать травму.
О Мурило
Когда Нобель Арустамян попытался провести сравнение с Мурило, мол, тоже футболист пришел в команду без согласия тренера, а затем заиграл осенью и много игр провел, в том числе в Лиге чемпионов, Сёмин не согласился. Он сказал, что хотя Мурило и молодой парень, и как спрогрессирует дальше, неизвестно, время покажет, однако в осенней части бразилец команде был не помощником, допустил очень много результативных ошибок, закончившихся плачевно.
О работе с молодежью
Сёмин отметил, что в команде больше всех играло молодых воспитанников. 10 человек выходило, 4-5 имели стабильное место в составе (речь идет о Миранчуках, Баринове, Жемалетдинове). Последним при нем заиграл Магкеев. Дальше очередь Рыбчинского, который проявил себя. Семин отметил, что он и был в команде и никуда его не отправляли в аренду.
Сёмин сказал, что и Миранчуки и Баринов выросли. Слова Кикнадзе о том, что Черчесов критиковал "Локомотив" за Баринова, Сёмин отмел как вранье, сказал, в крайнем случае- была шутка, но Черчесов как профессиональный тренер не мог такое сказать.
А что касается, что молодого игрока надо подводить к основе -это говорили агенты.
О провале в Лиге чемпионов
Сёмин не согласен, что был провал. Все матчи качественные, исходя из уровня соперников, которые просто сильнее. Но матч с "Байером" домашний был проигран, хотя и его Сёмин не считает полным провалом. Главной причиной он видит сложный график, когда команда за 11 дней сыграла 4 матча, а игроки были не в оптимальной физической форме. "Локомотиву" матчи чемпионата никто не перенес.
О трансфере Алексея Миранчука
Про блокировку трансфера Миранчука в "Милан" Сёминым, Палыч четко заявил, что это вранье. Что с ним никто и никогда по продаже Миранчука не связывался, а его мнения не спрашивали. А Миранчук может заиграть где угодно, и его талант таков, что его можно продать за гораздо большую цену, чем текущая. По мнению Сёмина, он ничем не хуже Хавертса из "Байера" (цену которого Нобель назвал 100 млн. евро), а не могут продать "просто потому, что он русский, и он не попал в ту обойму, которую правильно продают" - по словам Сёмина. За 2 матча с "Ювентусом" Миранчука, другой игрок имел бы хорошую команду уже.
Об отношении к руководству клуба
Сёмину не обидно за деятельность руководителей, потому что на кого обижаться? Он же не мог повлиять на их поведение, значит, обижаться нечего. А почувствовал все это Сёмин еще на сборах в Катаре, когда Кикнадзе ходил по комнатам игроков и проводил "собеседования" - настраивал команду против тренера (вероятно, Кикнадзе просил футболистов дать характеристику работе Сёмина и что им не нравится, как мне кажется).
Сёмин благодарен игрокам, что они подходили профессионально, и все это не переносили на поле.
Об отношениях с футболистами "Локомотива" после отставки
Сёмин не общался и не встречался с футболистами команды после отставки, так как считает это неправильным. Общение не нужно, футболистов не надо отвлекать. Он сам принял такое решение. Ветераны клуба, более старшие, предлагали встретиться, устроить обед, но Сёмин отказался. Он не видит смысла в общении перед концовкой чемпионата, распускать нюни, вести разговоры, которые ничего не изменят. Ситуация состоялась, а точки над всеми расставит футбол.
О совете директоров и назначении Кикнадзе
Сёмин сказал, что совет директоров со времен Смородской, что его тоже надо менять в "Локомотиве". На вопрос, поддержал ли он назначение гендиром Кикнадзе после отставки Геркуса, Семин ответил, что его тогда не было на совете директоров. Он роли не сыграл в назначении. А почему и по каким критериям пришел Кикнадзе, нефутбольный человек, в "Локомотив", Сёмин сказать не может.
О Николиче
К Николичу Сёмин относится отрицательно. На вопрос, дал бы Сёмин совет Николичу, если тот ему позвонит, Палыч ответил, что если бы Николич позвонил в марте, когда принимал решение идти на место действующего тренера, тогда следовало советоваться. А сейчас в советах нет смысла - сейчас "штормовое плавание", пусть или сам справляется, или убирается отсюда.
В назначении Николича Сёмин не видит логики, связывает его с балканскими агентами, активными на российском рынке. И считает это ударом по отечественной тренерской школе. В качестве "правильных" кандидатов, при которых он бы принял отставку спокойно, Сёмин назвал Евсеева, Маминова, Пашинина. Он сказал, они не менее талантливы, чем серб. А насчет зарплаты, он сказал, что у штаба, приведенного Николичем, в совокупности более увесистая зарплата, чем у Сёмина.
В целом, Николич Сёмин воспринимает как конкурента, подсидевшего его, поэтому такое отношение.
Об агентах и Селюке
Семин отметил активность балканских агентов, подтвердив про Деяна Мисимовича, на российском рынке. Со многими, и с ним, он знаком. Высказался о Дмитрии Селюке, что никакие тексты ему не корректирует, а связь держит только для помощи в юридическом сопровождении.
О почетных должностях
Сёмину их предложили, чтобы от него избавиться, а не поставить на должность с функционалом. Свадебным генералом он быть не хочет. Он хочет иметь какое-то влияние в клубе, а чтоб не использовали его имя в своих целях, ни ему, ни "Локомотиву" это не надо. В "Локомотив" он вернуться хочет, и даже на почетные должности, но не при этих людях, которые в руководстве.
О возобновлении чемпионата и матчах "Локомотива"
Сёмин много смотрит футбол, старается все матчи, кроме спаренных, идущих одновременно. Матчи "Локомотив" все посмотрел, но комментировать сразу отказался.
О предложениях работы и окончании карьеры
На вопрос Нобеля, правда ли, что Сёмина приглашали в "Ротор", "Крылья Советов" и "Арсенал", Сёмин ответил отрицательно. Он сказал, что никто с ним не связывался по предложению работы, о карьере он ответить не может. Он еще не решил сам для себя, продолжит ли карьеру или нет. Он согласен на интересное предложение с интересными людьми, а так ему больше нравится отдыхать (в целом, видно, что в словах Палыча грусть, а руководство "Локомотива" просто "убило" его мотивацию - он хотел закончить в "Локомотиве").
О времяпрепровождении
Сёмин не будет загадывать ничего наперед из-за того, какая сейчас нестабильная ситуация, он играет в теннис, ездит на футбол, собирается на ЛЧ в Лиссабон, если границы откроют. В конце он рассказал, что он также занимается коллекцией одежды, в сотрудничестве с компанией "Олово", воспроизводящей ретро-бренды (именно в такой футболке Сёмин и давал интервью). Дома на карантине ему сидеть грустно, так как надо соблюдать дисциплину, соблюдать осторожность и нельзя никуда ехать.
О "Локомотиве"
Сёмин поблагодарил "Локомотив" (не это руководство, которое "Локомотивом" не является, а сам клуб) за предоставленную возможность самореализации, поблагодарил болельщиков за атмосферу и поддержку. На матчи "Локомотива" в ближайшем будущем не планирует ходить. Его приход на матч не связан с Кикнадзе, он может сам купить ложу и пойти, если будет вариант пообщаться с интересными приятными людьми (недавно была информация, что Сёмин может посетить матч со "Спартаком" со своим другом Валерием Бариновым).
Об отставке
После отставки Сёмину было много любопытных звонков от различных лиц, в том числе депутатов Госдумы, и тренеров-коллег, от некоторых даже не ожидал. Фамилии называть не стал.
Также Сёмин общался с главой РЖД Олегом Белозеровым после своей отставки, (сказал, как-то быстро, опустив голову и отводя глаза - видимо, разговор не очень понравился Палычу) суть разговора раскрывать отказался, сказав: "Эту тему уже больше не развиваем". А итог - он не работает.
Сёмин опроверг, что перед матчем с "Оренбургом" чуть не общался с командой. Он с командой не общался, так как не имеет профессионального права общаться сейчас с футболистами.
Он не хочет этого, и чтобы о нем что-то не то подумали люди (видимо, Сёмин не хочет быть обвиненным в том, что он плетет интриги в команде против нового тренера, он дорожит своей репутацией; а вообще видно, что данная тема болезненная для Палыча).
На прощание после рассказа об одежде и оценки карантина Сёмин пожелал удачи программе Арустамяна, а тот сказал "Жду вас на тренерском мостике, вы нужны нашему футболу"!