Кажется, что всю Россию XVIII века заполонили немцы. Но давайте обратимся к итальянцам.
При дворе Елизаветы Петровны следовали европейской моде и любили итальянскую музыку. А больше всех обожали композитора и режиссёра Франческо Арайя – тот работал ещё при Анне Ивановне и привёз в Россию свой оркестр и труппу. Постановки опер итальянца были грандиозными – под стать роскоши елизаветинского двора.
Однако опера того времени отличается от нашего современного понимания. В то время кроме сольного и хорового пения зрители видели балет, актёры декламировали текст, а сюжет был поставлен в жёсткие рамки классицизма. Поэтому в конце оперы добро всегда побеждало зло, происходило это торжественно, громко и величественно. И, конечно, множество опер было посвящено самой императрице.
Оперы ставили к памятным датам. Например, в честь именин Елизаветы и победы русской армии при Кунерсдорфе в 1759 году была сделана постановка под названием «Новые лавры». Слова сочинил Александр Сумароков, а музыку написал немец Хильфердинг, который выступил и режиссёром спектакля. Оперу оформил знаменитый художник-декоратор Джузеппе Валериани. Во всю сцену он нарисовал огромные панно. Его масштабы можно оценить в Большом зале Екатерининского дворца в Царском селе: плафон зала расписан им.
Для зрителей картина была завораживающей: они видели восход солнца на берегу Средиземного моря, руины древнего храма, вдали виднелся берег. Огромный хор начинал петь канты – торжественные песни в честь императрицы. Танцевал балет, актёры выходили декламировать свои монологи, играла музыка. Иван Дмитриевский, знаменитый актёр той эпохи, появлялся из-за кулис в образе Аполлона и говорил:
Не тем уж местом ты, Петрополь, ныне зрим,
Где прежде жили фины:
На сих брегах поставлен древний Рим,
И древние Афины.
Без античной атмосферы не обходился ни один спектакль. Актёры изображали аллегорические фигуры: Благополучие России, Радость верноподданных, Обрадованную ревность. Спектакли длились неимоверно долго, однако зрители были в восторге от постановок! Некоторые стояли по шесть и более часов, чтобы занять себе место в зале. И такой ажиотаж вполне объясним: в то время развлечений у человека было немного, поэтому опера казалась чем-то грандиозным и сверхъестественным. За время правления Елизаветы было поставлено тридцать семь опер на античные сюжеты: «Спицион», «Селевк», «Митридат» и другие.
В антрактах устраивались музыкальные номера: играли русские песни, танцовщицы Аграфена и Аксинья танцевали русскую пляску. Елизавета говорила: «Русское всегда на сердце русского (человека) действие производит, чем чужестранное».
При этом государыня обожала итальянскую оперу. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала: «При окончании оперы Её императорское величество соизволила свое удовольствие оказать ударением в ладони, что и от всех прочих смотрителей учинено было, причем чужестранные господа министры засвидетельствовали, что такой совершенной и изрядной оперы, особливо в рассуждении украшениев театра, проспектов и машин нигде еще не видано».
Почитайте наши материалы о кровавой помещице Салтычихе и взятках императрице.
Вы можете помочь каналу стать ещё интереснее! Кликните на ссылку доната «Яндекс.Деньги». Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал «горшочек каши»!