Найти тему
горшочек каши

Нескончаемый блеск елизаветинского театра

Оглавление

Кажется, что всю Россию XVIII века заполонили немцы. Но давайте обратимся к итальянцам.

При дворе Елизаветы Петровны следовали европейской моде и любили итальянскую музыку. А больше всех обожали композитора и режиссёра Франческо Арайя – тот работал ещё при Анне Ивановне и привёз в Россию свой оркестр и труппу. Постановки опер итальянца были грандиозными – под стать роскоши елизаветинского двора.

Русская классическая музыка начала развиваться во времена Елизаветы Петровны.
Русская классическая музыка начала развиваться во времена Елизаветы Петровны.

Однако опера того времени отличается от нашего современного понимания. В то время кроме сольного и хорового пения зрители видели балет, актёры декламировали текст, а сюжет был поставлен в жёсткие рамки классицизма. Поэтому в конце оперы добро всегда побеждало зло, происходило это торжественно, громко и величественно. И, конечно, множество опер было посвящено самой императрице.

Неизвестный художник. Франческо Арайя. XVIII в.
Неизвестный художник. Франческо Арайя. XVIII в.

Оперы ставили к памятным датам. Например, в честь именин Елизаветы и победы русской армии при Кунерсдорфе в 1759 году была сделана постановка под названием «Новые лавры». Слова сочинил Александр Сумароков, а музыку написал немец Хильфердинг, который выступил и режиссёром спектакля. Оперу оформил знаменитый художник-декоратор Джузеппе Валериани. Во всю сцену он нарисовал огромные панно. Его масштабы можно оценить в Большом зале Екатерининского дворца в Царском селе: плафон зала расписан им.

Джузеппе Валериани. Роспись плафона Строгановского дворца. 1750-е гг.
Джузеппе Валериани. Роспись плафона Строгановского дворца. 1750-е гг.

Для зрителей картина была завораживающей: они видели восход солнца на берегу Средиземного моря, руины древнего храма, вдали виднелся берег. Огромный хор начинал петь канты – торжественные песни в честь императрицы. Танцевал балет, актёры выходили декламировать свои монологи, играла музыка. Иван Дмитриевский, знаменитый актёр той эпохи, появлялся из-за кулис в образе Аполлона и говорил:

Не тем уж местом ты, Петрополь, ныне зрим,
Где прежде жили фины:
На сих брегах поставлен древний Рим,
И древние Афины.
Иван Афанаасьевич Дмитревский (Дьяконов Нарыков),1734-1821 гг.
Иван Афанаасьевич Дмитревский (Дьяконов Нарыков),1734-1821 гг.

Без античной атмосферы не обходился ни один спектакль. Актёры изображали аллегорические фигуры: Благополучие России, Радость верноподданных, Обрадованную ревность. Спектакли длились неимоверно долго, однако зрители были в восторге от постановок! Некоторые стояли по шесть и более часов, чтобы занять себе место в зале. И такой ажиотаж вполне объясним: в то время развлечений у человека было немного, поэтому опера казалась чем-то грандиозным и сверхъестественным. За время правления Елизаветы было поставлено тридцать семь опер на античные сюжеты: «Спицион», «Селевк», «Митридат» и другие.

В антрактах устраивались музыкальные номера: играли русские песни, танцовщицы Аграфена и Аксинья танцевали русскую пляску. Елизавета говорила: «Русское всегда на сердце русского (человека) действие производит, чем чужестранное».

При этом государыня обожала итальянскую оперу. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» писала: «При окончании оперы Её императорское величество соизволила свое удовольствие оказать ударением в ладони, что и от всех прочих смотрителей учинено было, причем чужестранные господа министры засвидетельствовали, что такой совершенной и изрядной оперы, особливо в рассуждении украшениев театра, проспектов и машин нигде еще не видано».

Почитайте наши материалы о кровавой помещице Салтычихе и взятках императрице.

Вы можете помочь каналу стать ещё интереснее! Кликните на ссылку доната «Яндекс.Деньги». Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал «горшочек каши»!