Найти тему
Кинотаурус

«Внутренний огонь», или тарантиновский стиль в российском кино

Оглавление

Совсем недавно на канале была рецензия на соколовский дебют «Папа, сдохни» - блестящее кино, напоминающее по сценарной перспективе проекты Квентина Тарантино. И да, там тоже было много крови. Но то был 2019-й год, а жанр русского кино на тот момент начал загнивать донельзя. Соколов дал толчок для подобных фильмов, поэтому встречаем «Внутренний огонь» - картину, которую можно смело считать дебютной для режиссёра Михаила Марескина. Получилось ли также хорошо, как у Кирилла?

Юрий Чурсин. Кадр из фильма «Внутренний огонь»
Юрий Чурсин. Кадр из фильма «Внутренний огонь»

Собрались на квартире как-то четверо парней разного диапазона. Чёрствый депутат, свинопас с излишним весом и низкой самооценкой, искусствовед с пакетиком кокса и дед в спортивном костюмчике. Все ждут одного очень важного гостя - наркоторговца Гагу. А пока он на пути в квартиру, они затевают милые разговорчики под аккомпанементы местной горничной...

Трейлер:

Визуальный ряд

При всей своей камерности, кино явно выделяется наличием неплохих технических приёмов. Во-первых, тут присутствует графика. Да, она не вызывает чувства восторженности, но и отвращения не влечёт. Она умело прикрыта монтажными фишками, да так, что порой можно даже не понять её присутствие. Во-вторых, хочу отметить огонь. Да-да, тот самый, яркий и властный. Его присутствие в картине играет очень важную роль. Смотреть на него приятно, вопросов не вызывает. Единственное, что не понравилось - зелёнка. Слишком слабо обыграли пару моментов с ней. Если честно, то это один из слабейших моментов фильма. К примеру, герои картины едут в машине, а на фоне мелькают "наркоприходы". Да, "авторский приём" - скажите Вы, но это уж очень странно выглядит. При должном подходе, можно было обыграть получше эту сцену. Но это очень незначительный минус, ведь в остальном ребята постарались. +1 балл.

Атмосфера

Подобные фильмы, как мне кажется, по умолчанию обладают отличной атмосферой. Зрителя не гоняют по пустым локациям, не прожигают наши глаза цветовыми ансамблями, не стараются угодить всем и сразу. Картины, сотканные на концепции чёрного юмора - это одно из самых прекрасных направлений в мировом кинематографе. Не важно, где и кем снято кино, если оно может насмехаться над самыми запретными темами. А самое главное, если оно делает это не просто хорошо, а отлично. Так, как это делает фильм Марескина? Ну, иногда не получается копнуть глубже, хотя можно было. Но за некоторые попытки можно прям поаплодировать. Особенно порадовал монолог героя Шамшина. +1 балл.

"Я выжил потому, что огонь внутри меня горел ярче, чем огонь вокруг."
Илья Дель. Кадр из фильма «Внутренний огонь»
Илья Дель. Кадр из фильма «Внутренний огонь»

Музыкальное и звуковое сопровождение

К музыке претензий не имею, за исключением одного немаловажного факта - она кричит, как не в себя. Okko, зачем так чудить с громкостью, когда этого не требуется? «Внутренний огонь» можно смело приписывать к жанру ужастиков только из-за этого факта. Просто представьте себе, что Вы смотрите кино на половину громкости, так как диалоги порой очень тихие. Речь закончилась, наступает тишина... Тихо, как в лесу. Слышно, как соседи ругаются этажом выше. БАЦ! Начинается хэви-металл, барабаны шумят так, что соседи, наверняка, перестали ругаться и упали в обморок. Пожалуйста, нормализуйте частоты у записи перед её заливкой в сервис. Это не трудно, проверено опытом. Поставлю-ка +1 балл, но с большим натягом.

Актёрская игра

Почти все актёры меня удивили. Единственными, кто не справился, были:

Евгений Тарло. Его персонаж был очень скучным и очень простым. Сыграть подобное смог бы любой выпускник актёрской школы. Евгений является продюсером данной ленты, а потому нарисовать связи тут достаточно просто.

София Синицына. Красота, но не по-американски. Да, с внешностью у актрисы проблем нет, но были проблемы с игрой. Либо её персонаж был просто не прописан досконально, либо сама София не выспалась перед съёмками. В одной сцене она удивляла, в другой пробивала, сами знаете что. Не самый убедительный образ.

Приятно удивил Яков Шамшин, с его криками, слюнями и заводными диалогами. Не раз было заметно, как он сам себя разгоняет словами. Надо отметить, что смотрелось довольно живенько. Ещё в картине есть приятный бонус в виде рэпера Хаски и Андрея Папанина (сменившего фамилию на просто "Панин"). +1 балл.

"Внутренний огонь – самое важное, чем обладает человечество."
Илья Дель и Хаски. Кадр из фильма «Внутренний огонь»
Илья Дель и Хаски. Кадр из фильма «Внутренний огонь»

Операторская работа и монтаж

Местами были очень неплохие кадры, навевающие раннего Тарантино. "Эй-эй, бычара, потише с эпитетами!". Говорю прямо и открыто - это действительно неплохо. Да что уж говорить, даже рапид задействован по назначению и не кажется лишним в рамках задуманного. Михаил Квирикадзе (оператор) неплохо так вошёл во вкус. Кажется, что его заперли в комнате на месяц с одним лишь телевизором, заставив при этом смотреть «Убить Билла» на повторе. Тарантиновские избитые приёмчики выглядят сносно, даже не приводят к полемике. Приговор? +1 балл, без суеты.

Уникальность

Хорошо шли, да начинаем падать. Начнём с главного и уже обговорённого. «Папа, сдохни» уже сыграл на почитаемых лаврах, подарив русскому зрителю зачётное авторское кино с уклоном в чернушность. Сильно ли отличается от соколовских проб «Внутренний огонь»? Нет. Перо периодически падает в сторону мистики, но данное темп не набирает. Где-то видывали, что лента уверенно носит жанр ужасов. Что-о? Из-за музыки, что ли? Ничего ужасного и страшного в картине нет и в помине. Схож ли сценарий по направленности? Определённо. Лишь в экспозиции фильм немного потерял, но где-то приобрёл. Теперь обратимся к братьям старшим. «Убить Билла» и «Бешеные псы» - фавориты на этом заседании. По кадрам «Внутренний огонь» отчётливо напоминает пьесу с Умой Турман, но в голове оседает мысль, что сценарий писался с «Бешеных псов». Итого, 0 баллов.

"Всей тьмы бездонного космоса не хватит, чтобы погасить пламя одной свечи."
Михаил Павлик и Яков Шамшин. Кадр из фильма «Внутренний огонь»
Михаил Павлик и Яков Шамшин. Кадр из фильма «Внутренний огонь»

Сюжет

Экспозиция. Сильные стороны данного действа почти моментально перекрывают его минусы, о которых даже говорить не хочется. Мелочи, тьфу. Картина сразу бросает нас в пекло - в помещение, напоминающее либо аутентичную квартиру сударя в эпоху классицизма, либо земской ад. Наряду с творчеством Рембрандта мы можем наблюдать портреты Гитлера - вызывает это всё недюжинный интерес, конечно же. Зловещую атмосферу в зрительских умах накаливают с каждым диалогом всё больше и больше. Детский восторг соперничает с вразумительным "где-то здесь кроется зло". И да, зло было, но не в вступлении. +1 балл.

Развитие. Весь хаос начинается примерно с 30-й минуты. С каждым диалогом нас всё больше подводят к моменту истины, а пока это не произошло, авторы вдоволь наиграются, уж поверьте. Очень интересные находки в виде сравнения драмы и комедии (это, кстати, было очень отлично) соперничают со странными решениями насчёт некоторых героев. Единственный женский персонаж в картине выполняет роль людской прислуги. Причём дословно. Она должна не только приносить нашим героям виски со льдом, но и выполнять их любые прихоти. Бык ни в коем случае не феминист, но зачем подобный герой в данном кино? Увеличитель хронометража и мужских органов? Также неурядице способствует поехавший умом свинопас. Его роль в этой драке также не очень ясна, хотя колориту он явно добавил. Ну и завершающим звеном является карлик, якобы отпрыск головного расстройства основного героя картины. Да, смотреть данный акт может и интересно, но чем дольше он длится, тем бо́льшие вопросы влечёт. 0 баллов, за странности в сценарии, хотя и были очень любопытные моменты.

Кульминация. Концовка определённо выбивается из общего ракурса фильма. Все предыдущие акты нам твердили, что мистики нет, есть лишь приход от кокаина и грибов. Но в финале авторы явно перестарались с изображением собственных метафор. Числа, пламя, карлики, говорящие картинки - это всё прекрасно, но они не работают в заявленном ключе. Когда целый час наблюдаешь за битвой умов, а в конце говорят, что это было зря - невольно задаёшься вопросом "а зачем оно вообще надо было?". В целом же, кульминация отличная, но в контексте всего произведения она не играет. Её можно смело вырезать и показывать как отдельную короткометражку, никто от этого не проиграет. Пойду на поводу собственной симпатии и влеплю ленте +1 балл, но эта оценка явно завышена.

Общие аспекты. Диалоги и способы игры со зрителем оказались отличными - не слишком сложными и с нужными умозаключениями. Уловить мораль можно с лёгкостью, а главное - не одну.

Юмор. Чернит, иногда даже сильно. Но от того душа и поёт. Здесь посмеются над полными людьми, над гомосексуалистами, над депутатами и даже над творческими людьми. Под прицелом окажутся почти все. Иногда смешно, иногда очень. Были неудачные моменты, но их крайне мало.

Персонажи. Как уже писалось выше, значимость некоторых героев потерялась в дебрях сценария, но их колорит всё равно сохранился в памяти. Их образы будто собирались со всех известных стереотипов, но при этом они не выглядят давно нам знакомыми.

Думаю, будет честным поставить здесь +1 балл.

"Некоторым ночь ни к чему, тьма сочится из них самих."

Вердикт

Если бы сценарий был более осмысленной пищей для ума, то это произведение явно потеснилось на одной полке с русскими шедеврами. Ему не хватило здравого описания всей ситуации. Самый логичный вопрос, который может возникнуть у любого зрителя - а почему не явился сам Гага? Хорошая попытка, но не более, за которую я могу дать 8 баллов из 10. Ах да, рекомендую к просмотру, если Вы не испытываете неприязни к крови и наличию чёрного юмора.

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!