История о которой хочу вам рассказать произошла со мной в г.Серов, Свердловской области.
1983 год. я назначен начальником компрессорного цеха Свердловского (ныне Екатеринбург) мясокомбината.
В те времена руководители объединений, практиковали проверки, самими руководителями цехов предприятий, тое-есть устраивали перекрёстные проверки. Это делалось для того, чтобы самим ни за что не отвечать, если что, они умывают руки, это мол не мы, это ваши коллеги...
Согласно очередным отчётам проверок техники безопасности на предприятиях мясной промышленности области, мне выпал мясокомбинат в г. Серов. Меня не предупредили, что там идёт модернизация производства и замена холодильного оборудования в компрессорном цехе, без остановки предприятия, что категорически запрещено правилами ТБ. Если это не основное оборудование, то частично можно, если в системах нет аммиака. А если работающее оборудование, то ни в коем случае нельзя.
Может произойти авария и выброс аммиака в атмосферу, а это в центре города, где рядом ходят и живут люди.....
Вообще, меня ужасно удивляли аммиачные холодильные установки на уральских пищевых предприятиях. которые в принципе не должны были работать в таком состоянии, в котором я его находил. Но оно работало и ещё давало холод.
Компрессора стояли и уже работали, а вот технологическое оборудование, которое должно было быть в системе циркуляции аммиака, не было подключено. В частности ПРОМСОСУД. Обвязали по быстрому циркуляционные сосуды на прямую с компрессорами и испарителями.
Если дежурный машинист чуть - чуть зазевается и подаст больше аммиака в систему, то он может попасть на всасывающую головку компрессоров. А все со школьной скамьи знают физические свойства жидкости (она не сжимается), что произойдёт? - правильно ГИДРОУДАР. Мало того, что в этот момент может пострадать сам машинист, но и будет выброс аммиака в атмосферу, отсюда и будут соответствующие последствия.
Человек попавший в зону заражения, не может дышать и задыхается, если во время его не госпитализировать, то наступит смерть.
Проанализировав цех, я пришел к выводу, что так его эксплуатировать нельзя. Предупредил администрацию, чтобы они законсервировали сырье и через 2 дня опломбировал компрессорный цех. В перечне недоделок набралось более 36 пунктов, нарушающих правила ТБ в компрессорном цехе.
Такого количества нарушений ещё не было ни на одном предприятии в области. Сами понимаете, что такое остановить производство в районном центре, оставив город и район без мяса и колбасы в те времена. КАТАСТРОФА!
Директор, главный инженер и главный технолог, что-только мне не предлагали, чтобы я разрешил работать. Но мне тоже не хотелось отвечать, если случиться несчастный случай, после моей проверки- это тюрьма!!!
Мне моя свобода была дороже всех подарков мира. Мне в гостиницу позвонил генеральный директор объединения "Мясопром" и поинтересовался ситуацией. Я в кратце обрисовал обстановку. Он помолчал какое-то время и спросил:" А нельзя как-то совместить устранение нарушений и работу предприятия.
"Можно! Только после устранения основных пунктов, которые ежесекундно создают аварийную ситуацию. Установку и обвязку промежуточного сосуда в систему." Закончил - я!
"Так где же я вам сиюминутно найду такой сосуд?" "Вы меня послали с проверкой, приказом по объединению, вы и ищите, я выполняю ваше распоряжение, произвести проверку и дать заключение, моё заключение - невозможно эксплуатировать компрессорный цех в таком состоянии!" "Принимайте решение! Или отмените приказ о направлении меня на проверку!"
"Да как вы не понимаете, этот приказ утверждён Министерством пищевой промышленности, у меня должны быть очень веские причины для его отмены!"
"Я жду три дня и возвращаюсь на своё рабочее место! Жду промежуточный сосуд!!!" Потом позвонил директор моего мясокомбината и тоже попросил обрисовать причину остановки, выслушав меня он только хмыкнул, и добавил, что он не может меня просить изменить своё решение и чтобы я постарался как можно быстрее решить данный вопрос.
На следующий день меня увезли с проверкой на филиалы мясокомбината. Их было два.
Я представлял, что твориться там, если на головном предприятии такой раскардаш.
Осмотрев цеха, был приятно удивлён, что по отношению к другим цехам, которые я видел на урале, эти ещё могли функционировать, хотя недостатков и там было достаточно.
Одним из цехов командовала женщина Ольга Михайловна. Лет 32-х, не замужем, этакая обаяшка с магической улыбкой. Я понимал, что сейчас будут применены ко мне все средства и был настороже. Меня пригласили пройти к высокому гардеробу, стоявшему в углу кабинета. Ольга Михайловна открыла дверь, отодвинула висевший в шкафу халат, в сторону и шагнула дальше. Послышался негромкий скрип открывающейся тяжелой двери, проходите, проходите пожалуйста, тут у меня комната отдыха, если много работы, я остаюсь ночевать тут, пару часов подремлю и снова на работе.
После третьей рюмки коньяка, за ужином, все члены комиссии (растворились) и я , как и ожидал, был оставлен один на один с начальником филиала.
Она много шутила, раскраснелась, подсела ко мне поближе и стала строить мне глазки... Я конечно не железный и МУЖИК, но..... Нужно расставить приоритеты, где долг, где подкуп... Огромного труда мне стоило сдержать себя и я выпив ещё рюмку коньяка, сделал вид, что заснул..
Полежал так около часа, Ольга принесла мне подушку на диван и подложила под голову, затем накрыла одеялом. После этого я успокоился и заснул. Проснулся от запаха кофе. Ольга Михайловна, моя ровесница, суетилась у плиты. "Как себя чувствуете?" спросила она. И не дожидаясь ответа продолжала говорить, о том, как я вчера заснул прямо за столом и что ей ни оставалось ничего другого как оставить меня тут ночевать.
Глаза её горели и светились надеждой. " А вы что планировали, я вам сорвал все планы, простите я постараюсь исправиться и больше не буду столько пить." "Я хотела пригласить вас к себе, чтобы вы посмотрели как я живу." "Что вы, это неудобно, я бы не пошел к вам, есть гостиница, и я не буду стеснять вас."
"Если бы не обстоятельства, на вашем головном предприятии, я бы подумал ещё, а так это похоже, что на меня пробуют давить, используя запрещённые методы, с помощью очаровательной Оленьки."
"Вы меня обижаете, я женщина свободная, но гордая и никогда не стану участвовать в интригах!" "Александр, вы мне очень понравились и таких мужчин я вообще не встречала в своей жизни, но раз вы так подумали, то я оставлю вас в покое!" Сейчас приедет моя машина и вас отвезут в г. Серов. Сделав обиженное лицо, произнесла она. Подала мне кофе и бутерброды со свежей копчёной колбаской. Села напротив меня, стараясь не смотреть в мою сторону, как бы ожидая, когда я поем.
"Ольга Михайловна, я прошу прощения, а в чтобы замять свою вину предлагаю следующее, а как вы посмотрите на то, что я вас навещу после того как открою головное предприятие, после устранения недоделок?"
Я подумаю и позвоню вам в г. Серов. Задумчиво ответила она. Ну вот и помирились, неуверенно закончил я. Поблагодарил за кофе, заботу и внимание, к моей особе. Мы вышли в кабинет. через минут пять вошел водитель и мы попрощались.
На головном предприятии суета, все устраняли нарушения. К обеду привезли неизвестно откуда промежуточный сосуд и сразу же установили на фундамент, который уже стоял во дворе. Сварщики приступили к его обвязке. Я разрешил запустить один компрессор, второй обвязывали с сосудом. Потом наоборот. Проверив все пункты, убедился, что 80% выполнено составил акт о допуске к работе и подписал его. Не прошло и трёх дней как устранили почти всё.
Вот так закончилась моя проверка. Что хочу сказать в конце, если очень нужно, то всегда это можно сделать и в кратчайшие сроки (при желании).