Достаточно часто случается, что качество ремонта по каким-либо причинам не устраивает. Рассмотрим в этой статье, что нужно знать, чтобы защитить свои права в таких случаях.
Начать придётся с банального, но важного совета: всегда заключайте договор. Как его составить и что в нём учесть, мы уже недавно рассказывали, и надеемся, что когда что-то пойдёт не так, договор будет у вас на руках.
Кроме того, важно знать, что согласно ст. 717 ГК заказчик может в любое время до сдачи результата работы отказаться от договора (если вы по каким-то причинам не указали иного в договоре). Само уведомление пишется в простой форме, на ГК ссылаться необязательно, как и необязательно делать отсылки на какие бы то ни было основания для расторжения договора. Здесь есть два нюанса:
во-первых, обязательно нужно заручиться доказательством того, что подрядчик (ремонтники) уведомление получил. Для этого уведомление следует вручить под расписку или направлять ценным письмом с описью вложения. Также есть более дорогой вариант отправить уведомление курьерской почтой (с указанием на конверте содержания письма: такое позволяется в Pony Express, DHL и в других курьерских службах), но при небольшой стоимости ремонта он едва ли будет к месту;
во-вторых, нужно помнить, что если какая-то часть работы выполнена на момент получения уведомления ремонтниками уведомления об отказе (именно поэтому важно фиксировать факт получения уведомления), то она должна быть пропорционально оплачена.
Многих смущает второе предложение в статье 717 ГК:
Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу
С первого взгляда можно прочесть норму таким образом, что заказчик должен возместить стоимость выполненной работы + разницу между тем, о чём договаривались и той самой стоимостью выполненного - то есть всю сумму договора, однако это не так. Ключевое слово здесь "убытки": если ремонтная бригада, например, закупила материал и оборудование для работы в вашей квартире, то они могут потребовать возместить их стоимость; но, как указано выше, только в пределах разницы между стоимостью уже оплаченных работ и общей ценой договора, а во-вторых, им нужно будет доказать, что эти убытки/расходы возникли именно в связи с вашим объектом - закупка спецодежды, мастерков, молотков и стремянок совершенно необязательно будет иметь отношение к конкретному ремонту, и вы не обязаны их оплачивать, если только вы по какой-то причине не договорились об обратном.
Повторимся, отказ от договора не должен быть чем-либо мотивирован: вы можете найти более дешёвое предложение или посчитать, что трёх из пяти этапов работ для вас вполне достаточно - во всех случаях право расстаться с ремонтниками за вами.
Если же у вас спор именно из-за некачественного ремонта, то нужно рассмотреть два варианта: первый, когда вы увидели недостатки на этапе приёмки, и второй - когда "косяк" обнаружился позже.
Порядок действий в целом аналогичный, но имеются некоторые специфические нюансы:
1. Необходимо направить подрядчику письменное уведомление о некачественно выполненной работе с требованием об устранении недостатков в разумный срок или с требованием о снижении цены. Можно также самостоятельно исправить недостаток и потребовать возмещения расходов, но это допускается только в случае, когда вы предусмотрели такую возможность в договоре. Уведомление можно отправить способом, аналогичным тому, что предложен выше для расторжения, но при обнаружении недостатков на этапе приёмки достаточно и указания об этом в акте приёмки, если он будет подписано другой стороной.
Важно понимать, что ваши претензии должны быть обоснованными и подтверждены доказательствами, поэтому обязательно сфотографируйте выявленные недостатки и/или сверьте проблемные вопросы с положениями договора: действительно ли имеется расхождение. В некоторых случаях может потребоваться помощь строительного эксперта, и ей не стоит пренебрегать: это может выйти дешевле, чем принятие некачественной работы. В случаях же, когда недостаток обнаружен после приёмки, экспертиза требуется практически всегда.
2. Если всё исправлено - принять работу с одобрением, если нет - расторгать договор и требовать возмещения убытков (когда речь идёт об обнаружении скрытых недостатков - то только требовать возмещения убытков). Размер убытков определяется в каждом случае по-разному, но при существенных недостатках (а стали бы вы расторгать договор из-за несущественных) вы вправе потребовать в том числе уплаченной к моменту расторжения суммы.
3. К сожалению, в большинстве случаев ограничиться претензионными требованиями не удастся, и придётся идти в суд. Общие советы о том, как самостоятельно написать иск, на канале уже были представлены, в ближайшее время мы их обязательно обновим.
Важно знать:
- Разумный срок определяете вы самостоятельно. Это может быть пара дней, если требуется перекрасить стену, или несколько месяцев, если необходимо переделать ремонт в половине комнат большого дома
- Подрядчик может вместо устранения недостатков безвозмездно выполнить работу заново с возмещением убытков, возникших вследствие просрочки (п. 2 ст. 723 ГК)
- если недостатки изначально являются существенными (когда, например, необходимо переделывать почти всё) или неустранимыми (например, работники частично снесли несущую стену), то расторгнуть договор и потребовать убытки можно сразу, без письменных требований об исправлении (п. 3 ст. 723 ГК)
- подрядчик в любом случае отвечает за недостатки, возникшие по его вине, даже если в договоре указано, что от ответственности за определённые недостатки подрядчик освобождён (п. 4 ст. 724 ГК)
- подрядчик отвечает за качество предоставленного им материала перед заказчиком так же, как продавец перед покупателем (п. 5 ст. 725 ГК)
- Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, обнаруженными в течение гарантийного срока. Если такой срок не установлен, то срок для предъявления требований составляет 2 года, а если гарантийный срок меньше двух лет, то в течение двух лет вы в любом случае потребовать устранения недостатков, но придётся доказывать, что недостатки возникли до передачи результата работы или по причинам, возникшим до передачи
- срок исковой давности по договорам подряда составляет один год. Важно отличать срок исковой давности от сроков для предъявления требований об устранении недостатков: исковая давность отсчитывается от момента, когда ваше право нарушено или когда вы об этом должны были узнать. Так, например, при общих и визуально понятных недостатках вы знаете о нарушении непосредственно при приёмке, а в случае скрытых недостатков нарушение возникает позже: скажем, если подрядчик покрасил помещение некачественной краской, то вы об этом узнаете тогда, когда краска, собственно, начнёт слезать.
Источник фото: eg.ru