С 1959 по 1960 год в СССР было поставлено 50 электровозов серии Ф и ФР (с рекуперацией). Все они были направлены в Сибирь на Красноярскую железную дорогу. Машины были рассчитаны для эксплуатации на участках с переменным током.
Из 50 электровозов 40 были предназначены для грузового движения, а 10 выполнены были в пассажирском варианте. Также из 50 электровозов десять было выполнено с рекуперацией. Соответственно локомотивы имели индексы или модификации: ФР, ФП.
С 50-х годов прошлого века в СССР началась масштабная электрификация железных дорог. Параллельно разрабатывались отечественные электровозы и электропоезда новых серий. Пока производство отечественных локомотивов выходило на проектную мощность, и выбирались лучшие технические решения, были заказы локомотивов из-за рубежа, из капиталистических стран. Но если из Германии прибыли, по сути, опытные образцы, то из Франции поступила партия для реальной эксплуатации.
Изучение конструкции и эксплуатации импортных электровозов также позволяло выбрать оптимальные пути построения собственных локомотивов.
При разработке электровозов серии Ф, французы использовали наработки, детали и узлы подвижного состава, разработанного для французских железных дорог. Трехосные тележки, внешний вид кабин и ряд элементов кузова были заимствованы от электровоза серии 7100, спроектированного фирмой «Альстом». Правда, электровоз серии Ф был длиннее на 2,3 м своего аналога, поскольку мотор-компрессоры были размещены в кузове. Грузовые электровозы имели тяговые двигатели типа ТАО-649В1, пассажирские – ТАО-649А1. Часовая мощность тяговых электродвигателей составляла 790 кВт, длительная мощность тяговых электродвигателей – 760 кВт. Грузовые электровозы отличались от пассажирских конструкцией остова. Электросхемы были заимствованы у французских электровозов серий 12000 и 16000. Электровозы были оборудованы игнитронами. Локомотив был рассчитан на конструкционную скорость в 100 км/ч.
Поскольку габарит железных дорог СССР отличался от европейских, на крыше электровоза была выполнена надстройка, на которой размещались токоприемники.
Локомотивы были доставлены в СССР морским путем. К 1963 году вся серия была закреплена за локомотивным депо Красноярск.
В процессе эксплуатации было выявлено много недостатков в электрике и механической части электровозов. Не удалось в полной мере реализовать возможность рекуперации в серии ФР.
Уже в 1973 году было списано 10 локомотивов, остальные прошли ремонт. К концу лета 1976 года из инвентаря исключили еще 14 локомотивов. Оставшиеся были переоборудованы на кремниевые выпрямители (серия ФК) и переведены на вспомогательные работы. Списаны были последние локомотивы в 1987 году.
Один экземпляр ФК-07 был сохранен для музейных нужд и сохраняется ныне в Санкт-Петербурге.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме железнодорожного транспорта:
Электропоезд на локомотивной тяге ЭД1
Электровоз серии 230 — чехословацкий аналог ЧС4
Чехословацкая электричка серии 460