Найти в Дзене
РГАФД

130-летие со дня рождения Веры Инбер

📅 Звуковой Календарь 10/07/2020

Вера Михайловна Инбер (урожденная Шпенцер) застала все потрясения первой половины XX века: три революции, Первую и Вторую Мировую войны. Менялся и стиль её произведений: если ранние сборники стихов ассоциируются с Серебряным веком и декадентством («Горькая услада», «Бренные слова»), то с двадцатых годов она придерживалась советских взглядов и сосредоточилась на реалистических произведениях.

Родилась Вера Инбер в Одессе, в семье владельца издательства и учительницы. Семья была обеспеченной и, как свидетельствует Вера Михайловна, далекой от революционных потрясений:

 «…даже громовые залпы восставшего броненосца “Потемкин” прозвучали и для меня лишь отдаленным эхом в дачной тишине солнечного дня».

Таковы были и стихи юной поэтессы. Первый ее сборник «Печальное вино» вышел в 1914 г. в Париже. О ранних стихах впоследствии и сама Инбер, и советские критики высказывались пренебрежительно, считали их «поэтическим жеманством». Писали так и о следующих сборниках «Горькая услада» (1917) и «Бренные слова» (1922), отмечая в них проблески тяги к простому языку и близким к народу темам.

В 1922 г. Вера Инбер поселилась в Москве, писала журналистские очерки, рассказы, стихи. Ее новый сборник стихов «Цель и путь», вышедший спустя несколько лет, стал началом её «подлинной творческой биографии», моментом изменения мировоззрения и становления советской поэтессой. Книга начиналась со стихотворения «Пять ночей и дней» на смерть В.И. Ленина.

В 1924-26 гг. Инбер как корреспондент побывала в Париже, Бельгии, Берлине и по мотивам путешествия составила сборник очерков «Америка в Париже». Другим важным произведением того периода стала автобиографическая повесть «Место под солнцем» 1928 г., в которой Инбер пишет о переезде в Москву, становлении новой советской реальности 1920-х гг. и изменении собственного мировоззрения. Будучи журналистом, она писала остроумные очерки в газетах и шуточные стихи. Вот, к примеру, фрагмент ее стихотворения «Солнечные консервы» (1926 г.):

Так как лета в Москве нету
И это очень скверно,
То хорошо бы иметь к обеду
Солнечные консервы.
И, хотя еще неизвестно,
Сколь они удобоваримы,
Все же я предлагаю трестам
Консервировать солнце Крыма.

Важным для Инбер событием 1930-х гг. стала поездка в Среднюю Азию, после которой она надолго заинтересовалась этими местами, а многие стихи ее обогатились восточными мотивами: «Весна в Самарканде», «Воспоминания об Узбекистане» и многие другие.

Когда началась Великая Отечественная война, Инбер уехала в Ленинград и провела там почти три блокадных года, работая над прозой, стихами и журналистскими очерками, бывала и на фронте. Самыми известными ее произведениями военного периода стали поэма «Пулковский меридиан» и дневник «Почти три года», который Инбер начала вести в Москве и продолжила в Ленинграде. Дневник отражает и повседневность блокадного Ленинграда, и рабочие будни самой поэтессы, в которые она продолжала писать стихи и очерки, выступать на радио и в разных учреждениях.

Для послевоенного периода творчества Веры Инбер характерно возвращение к восточной и азиатской тематике. В 1946 г. она посетила Иран и написала по мотивам путешествия очерк и серию стихов, в 1951 г. написала очерк «На линии воды» о поездке в Узбекистан.

Будучи советским писателем, Вера Инбер в творчестве и в поведении придерживалась официальной партийной линии. Так, она была соавтором коллективного сборника «Беломорско-Балтийский Канал имени Сталина» 1934 г., в котором авторы восхваляют организацию принудительного труда заключенных, силами которого строился канал. Е.Б. Пастернак вспоминал, что Инбер, наряду с другими писателями, выступала против романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» и вручения ему Нобелевской премии по литературе, и на собрании президиума Союза писателей 25 октября 1958 г. поддержала требование лишить его гражданства и выслать из страны.

В 1950-е гг. Инбер писала много стихов о В.И. Ленине, написала детскую повесть «Как я была маленькая» и книгу о писательстве «Вдохновение и мастерство». В ней Инбер размышляет о писательском труде и писателях, и рассказывает, как пишет сама:

«Многим, например, для того чтобы писать, необходимо спокойствие, равновесие, даже, я бы сказала, одиночество. Отстоянность стакана воды, который долго стоял неподвижно и уложил на дно речную муть. До известной степени я принадлежу к их числу. Я завидую тем, которые умеют писать в тревоге, в жару, в опасности, в тоске и в счастье. Я же такая машина, за которой надо следить в оба, чтобы не портила сырья. Когда я пишу, я не должна быть отвлечена ничем посторонним, не должна быть слишком утомлена, ни очень счастлива, ни очень несчастна. Я не должна разрешать себе лишних мыслей, лишних ударов сердца, никаких слишком жарких лихорадок, никаких «слишком». Мне надо думать об одном, вкопаться в него, затаить дыхание, чтобы сердце не билось на постороннее. Тогда выходит».

Предлагаем послушать две записи чтения Верой Михайловной Инбер своих стихотворений. Первая запись 1943 г. - фрагмент стихотворения «Пушкин жив». Вторая запись 1970 г. - стихотворение о В.И. Ленине «В его тетрадях и блокнотах…». Записи доступны для прослушивания на нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/callendar/10-07-2020

-2
Российский государственный архив фонодокументов располагает широким диапазоном звуковых материалов. В рубрике «Звуковой календарь», мы будем знакомить вас с разнообразием хранящихся в архиве документов.