Найти тему
Helmeton о VR и AR

Рассказываем, как самостоятельно создать и провести мероприятие в виртуальной реальности. Опыт организаторов.

Оглавление

Глобальная пандемия COVID вызывала скачок спроса на дистанционную онлайн связь. Многие на этой волне обратили внимание и на виртуальную реальность. За несколько месяцев ограничительных мер в России мы получили много запросов на эту тему, составили большое количество смет и проектов, но ни один из них не был реализован. Ниже мы покажем, почему. Наша компания, будучи разработчиком VR-приложений, тоже пользовалась обычными средствами видеосвязи, такими как Slack и Zoom, хотя VR-оборудование на каждого сотрудника компании имеется.

Что такое виртуальная реальность

Для начала немного определимся с терминами. Под виртуальной реальностью (VR) в этой статье мы будем понимать симуляции, созданные с помощью шлемов виртуальной реальности. Есть шлем – VR. Нет шлема – не VR.

Что такое VR-шлем

-2

В этой статье мы не будем проводить границ между VR-шлемами и VR-очками, будем всё называть VR-шлемами. Моделей VR-шлемов много, принцип один: перед глазами два маленьких мониторчика, картинка на них реагирует на повороты головы и/или движения в пространстве так, как если бы вы видели реальные объекты. За счет этого пользователь более глубоко вовлекается в происходящее в виртуальном пространстве, может смотреть во все стороны и в некоторых случаях даже взаимодействовать с виртуальными предметами. С подробным обзором шлемов и их отличий можно ознакомиться в отдельной статье.

Что такое мероприятие в виртуальной реальности

Это встреча удаленных друг от друга людей в виртуальном 3D-пространстве с использованием VR-шлемов.

Использовать 3D-пространство можно и без VR-шлемов, на компьютере или телефоне, но это не будет встречей в виртуальной реальности. С другой стороны, к большинству VR-площадок для проведения встреч можно подключиться и просто с компьютера (Desktop-режим) – тогда вы будете видеть картинку на экране монитора, как в видеоигре. Такие площадки мы будем называть кроссплатформенными.

-3

Площадки для встреч в виртуальной реальности

Если коротко, то площадок для встреч в VR много. Между собой они отличаются, в первую очередь, качеством графики, поддерживаемыми устройствами, сложностью управления и подключения к мероприятию. И конечно, заинтересованностью разработчиков в развитии площадки: уровнем техподдержки, наличием обновлений, – а потому и популярностью.

Расскажем о тех социальных VR-приложениях, которые упоминаются чаще всего. Все приведенные примеры – бесплатные или условно-бесплатные.

AltSpace

-4

Стоимость: бесплатно

Поддерживаемые устройства: Samsung Gear VR, все устройства Oculus, Vive, Windows Mixed Reality, Desktop (компьютер с обычным монитором).

Начнем наш обзор с самой простой в плане графики площадки – AltspaceVR от компании Microsoft. Аватары здесь – это практически несколько цилиндров с глазами, деревья – зеленые облака на ножках. Но за счет низкого уровня графики поддерживаются даже самые бюджетные шлемы виртуальной реальности, такие как Samsung Gear VR. Регистрация аккаунта удобнее на сайте, приватное событие тоже создается на сайте. Большой минус – сложная система подключения к закрытому мероприятию. У каждого игрока по умолчанию есть своя «комната», свободно зайти в которую может любой друг. При этом вы можете создать мероприятие в отдельном «мире», открытое – тогда оно появится в расписании мероприятий и туда сможет зайти любой желающий, или закрытое. Есть два пути попасть на закрытое мероприятие: вы можете создать в вашей комнате «портал» - определенную точку, которая существует минуту и через которую могут пройти те, кто находится с вами в одной комнате, либо через ссылку: после того, как вы создали мероприятие, на сайте копируем ссылку, отправляем ее людям, которых хотим пригласить, те в свою очередь должны сохранить мероприятие в избранном, после этого мероприятие появится в доступных. Ограничение 1 комнаты – до 70 человек, переход между комнатами – через меню.

-5

Расписание открытых мероприятий на сайте https://account.altvr.com/events/featured .

Личное мнение: в приложении есть минимальный развлекательный функционал, поэтому теоретически оно может использоваться как необычное корпоративное развлечение. Мы слышали о компании, которая провела корпоратив на 50 человек в AltSpace, подробности, к сожалению, нам не известны. На наш взгляд, развлечений самой площадки недостаточно, однозначно необходим ведущий и какая-то текстовая программа, полагаться только на интерактивные возможности площадки не стоит. Если у вас уже есть шлем Oculus Go, то приложение неплохое, к тому же это единственное живое социальное приложение для этих шлемов. Но если вы задумываете VR-мероприятие, а шлемов у вас нет, то по соотношению цена-качество оно того не стоит. Для серьезных встреч, где все заинтересованы в происходящем, намного лучше Zoom, а для развлечений – лучше уж раскошелиться на Oculus Quest с VRChat’ом.

Engage

-6

Стоимость: бесплатно в базовом варианте, € 4.99 в месяц – продвинутая версия для частных лиц, стоимость бизнес-версии для компаний высылается персонально https://engagevr.io/pricing/.

Поддерживаемые устройства: VR-гарнитуры, подключаемые к компьютеру - Oculus, Vive, Windows Mixed Reality, Desktop (компьютер с обычным монитором).

Работает только на VR-шлемах, подключаемых к компьютеру. Графика ближе к реалистичной, возможно создание похожего на вас аватара по фотографии с помощью функционала самого приложения.

Ежегодная конференция от производителя гарнитур виртуальной реальности VIVE Ecosystem Conference этой весной проходила на базе именно этой платформы. Это первое официальное мероприятие, полностью перешедшее из офлайн формата в формат VR из-за ситуации с коронавирусом.

Ссылка на видео о конференции: https://youtu.be/orAOe7P_Mv8

Другие мероприятия на этой платформе: https://engagevr.io/public-events/

-7

Площадка изначально позиционирует себя как образовательная VR-платформа, в отличие от остальных вариантов, которые делают упор на неформальное социальное взаимодействие. Исходя из позиционирования и условия использования: бесплатно дается ограниченное количество сессий и ограниченный функционал. Чтобы регулярно пользоваться всеми функциями платформы, нужно оплатить подписку.

Личное мнение: из всего что мы протестировали, Engage больше всего подходит для «серьезных» мероприятий: интерфейс, функции и «путь» пользователя максимально заточены под официальность. При достаточно большом выборе готовых дизайнов конференц-залов, аудиторий и переговорных комнат, каждую площадку еще можно «доделать» под себя. Интерфейс при этом удобный, понятный, многофункциональный. Но поддержка только ПК-гарнитур, длительность установки приложения, а также уровень графики и анимации персонажей, который всё же далек от реалистичности, – эти минусы ставят под сомнение использование Engage пользователями, не привыкшими к VR-оборудованию и VR-погружениям. Вероятно когда-нибудь, когда будет повсеместно распространён трекинг всего тела и мимики, а также внедрено удобное управление руками вместо контроллеров, это будет идеальным решением.

Sansar

-8

Стоимость: бесплатно. За реальные деньги можно купить предметы обстановки, одежды для аватара, аватары и другой контент.

Поддерживаемые устройства: VR-гарнитуры, подключаемые к компьютеру - Oculus, Vive, Windows Mixed Reality, Desktop (компьютер с обычным монитором).

Мы включили эту платформу в общий список, чтобы показать, что даже участие крупных компаний с опытом создания успешных продуктов не гарантирует успех проекта. Когда-то Sansar был попыткой компании Linden Lab повторить в виртуальной реальности успех Second Life. В 2010 году оборот в Second Life составлял порядка 50 млн долларов в месяц, годовой оборон в 2009 году – 567 млн. долларов, количество зарегистрированных аккаунтов 22 млн. В виртуальных мирах проводятся рекламные кампании коммерческих организаций, некоммерческие организации используют площадку для обучения сотрудников и коммуникации.

Атмосфера и функционал Sansar повторяли родительский проект. Были заключены договоренности с киберспортивными организациями, такими как Fnatic, Houston Outlaws и другими, о проведении встреч киберспортсменов с фанатами на этой площадке. Но проект не оправдал финансовых ожиданий, и в марте 2020 компания Linden Lab продала Sansar. Теперь это платформа, которая, похоже, ориентируется по стилю и атмосфере на «Оазис» из фильма «Первому игроку приготовиться» - киберпанковые интерьеры, без официальных залов или комнат для совещаний, а также на ПК-аудиторию. Уровень графики, «реалистичности», здесь выше чем на всех других платформах. Сразу изнутри можно зайти в конструктор собственных пространств – нам он показался достаточно удобным, понятным и наглядным.

-9

Но текущая реализация VR-режима вызывает вопросы. В какой-то момент в приложении у нас перерастал работать трекинг контроллеров (шлем Oculus Rift S), причину выявить так и не удалось. Также спорное решение – режим «выхода из тела». С одной стороны, это позволяет быстро осмотреть свой аватар, сделать классный скриншот и т.п. С другой стороны – это убивает эффект погружения. И если при обычной ходьбе можно произвольно переключать режимы «в себе»/ «не в себе», то если вы попробуете сесть на виртуальный стул, вас точно «выкинет» из тела. В общем, решение оригинальное, но насколько целесообразное – вопрос.

Также столкнулись с зависаниями программы, когда VR-шлем надевается после запуска приложения на десктопе, т.е. VR-режим стоит включать только когда шлем уже надет.

Расписание открытых мероприятий: https://www.sansar.com/

VRChat

-10

Стоимость: бесплатно.

Поддерживаемые устройства: VR-гарнитуры, подключаемые к компьютеру - Oculus, Vive, Windows Mixed Reality; Desktop (компьютер с обычным монитором), Oculus Quest – частично.

VRChat создавался еще в 2014 году с целью, полностью описанной в названии – как программа для общения в виртуальной реальности, тогда еще на базе Oculus Rift DK1. Всё что он давал – это возможность менять комнату для общения и аватар. Однако за счет открытости, возможности загружать собственные комнаты-миры и аватары, а также добавлению кроссплатформенности, он набрал популярность, став местом абсолютной анархии и сюрреализма. Случаи моббинга и троллинга стали настолько частыми, что разработчики ввели сложную и настраиваемую систему защиты от агрессивного поведения, а также многоступенчатую систему «проверенности» аккаунта: от «случайного посетителя» до «надежного пользователя». Впрочем, возможность создавать приватные комнаты, войти в которые можно только по приглашению, существовала всегда.

-11

По сути, VRСhat повторил путь Second Life – вырос и продолжает расти за счет контента, создаваемого сообществом. На главной странице сайта можно увидеть, что количество созданных виртуальных миров – уже более 25 тысяч, и продолжает расти.

Есть ограниченная поддержка Oculus Quest – на этом шлеме доступны комнаты и аватары с низким уровнем графики.

Если вы хотите устроить развлекательную вечеринку с караоке в баре, перестрелками на диком западе, катаниями на низкополигональных слонах и прочими виртуальными приключениями, вам сюда. Сотни людей создали бесплатную библиотеку из тысяч миров и аватаров.

Из минусов – сложная система создания и загрузки собственных аватаров и комнат. «Слёту», без базовых навыков создания игр на игровом движке Unity и опыта работы в 3D-редакторах, создать свой контент не получится.

https://vrchat.com/events

Онлайн решение – Mozilla Hubs

-12

https://hubs.mozilla.com/#/

Поддерживаемые устройства: Samsung Gear VR, все устройства Oculus, Vive, Windows Mixed Reality, Desktop (компьютер с обычным монитором).

Отдельно стоит сказать о решении от компании Mozilla. С точки зрения простоты подключения, этот вариант сравним с Zoom – вам достаточно просто перейти по ссылке, и вы уже в виртуальном пространстве. Функционал здесь не уступает полноценным приложениям – так же есть возможность проводить презентации, загружать свои 3D-модели и другие файлы. Воспользоваться базовым функционалом можно даже без регистрации – у вас на выбор будет несколько стандартных аватаров и миров. Однако если вы захотите создать свою комнату, придется поработать: здесь нет ограничений по оптимизации графики, а ведь чем сложнее графика и предметы, которые вы используете при создании комнаты, тем требовательнее к устройству становится ваша комната. Например, мы, экспериментируя с приложением, быстро заставили комнату настолько, что на Oculus Go Mozilla стала работать с огромной задержкой, шлем перестал справляться. Оптимизация комнаты – полностью на вашей стороне, поэтому нам сложно назвать это решение «готовым».

-13

Для того, чтобы запустить Mozilla Hubs на ПК-гарнитуре, нужно будет установить браузер Mozilla FireFox.

VR и фотореалистичность

Для всех платформ, которое мы рассмотрели, характерна «мультяшность» в большей или меньшей степени. К сожалению, готовых решений с фотореалистичной графикой для виртуальной реальности не существует, т.к. оборудование, «справляющееся» с такой графикой, как и устройства захвата движений и мимики, довольно дорогое и не доступно рядовым пользователям.

Если нам требуется фотореалистичность, то самое простое решение на данный момент – это трансляции в формате 360.

-14

Суть в том, что на реальной площадке расставляются камеры 360, а зрителям отправляется ссылка-приглашение на трансляцию. Такой формат не дает посетителю произвольно перемещаться в любую точку события, хотя можно организовать трансляции с нескольких камер, размещенных в разных местах, и предоставить посетителю выбирать точку обзора. Также нет возможности зрительно взаимодействовать с другими участниками события, остается только голосовой чат. Но когда важно, чтобы человек посмотрел «своими глазами» на продукт, особенно когда речь идет о масштабных проектах, таких как недвижимость или инженерные сооружения, формат 360 выигрывает у обычных экранных трансляций.

Итоги

Главным преимуществом VR-мероприятий в сравнении с обычными онлайн-трансляциями является то, что вы полностью контролируете визуальный ряд, который видит посетитель. Если быть точным, посетитель вообще не видит ничего, кроме контролируемого вами визуального ряда. Благодаря этому, во-первых, зрителю в VR-шлеме сложнее отвлечься. Во-вторых, вы можете проводить презентации «на большом экране». Т.е. для человека в шлеме виртуальный экран может быть сколь угодно больше, чем монитор компьютера.

Также за счет точного отслеживания движений головы глубже эффект погружения и проще вовлечение.

Обратной стороной описанного преимущества является то, что вы не можете ничего записать во время VR-встречи. Инструменты для набора в VR сравнимы с попыткой набирать текст на клавиатуре одним пальцем (максимум двумя). Есть возможность делать аудиозаметки, но перевод их в текст потом – отдельная задача. Учитывая успехи компании Oculus в отслеживании рук и пальцев, эта проблема рано или поздно будет решена, но сейчас она остается актуальной.

Также все решения объединяет одно: необходимость подключения к скоростному интернету. Аватары, виртуальные миры и предметы требуют загрузки на оборудование пользователя, поэтому чем сложнее площадка для вашего мероприятия, тем быстрее должен быть интернет (или тем заранее должна начаться загрузка).

Идеального и оптимального решения для проведения VR-встреч, на наш взгляд, увы, не существует в готовом виде. Основное ограничение технологии – стоимость VR-оборудования, пропорциональная качеству графики. AltSpace – вариант для максимально бюджетных массовых мероприятий, но графика в нем не настраивает на серьезный лад, а развлечений там довольно маленькое количество. Sansar и Mozilla Hubs – лучшие по одной из функций (реалистичность графики и легкость подключения соответственно), но сильно проседают по другим важным составляющим. На наш взгляд, из имеющихся вариантов для проведения неформальных, веселых тусовок лучше подходит VRChat, с его порой абсурдными аватарами и фантастическими мирами. Для деловых встреч и презентаций, при условии, что вопрос с оборудованием решен, – Engage.

Если вы интересуетесь мероприятиями в виртуальной реальность, то команда Helmeton готова ответить на ваши вопросы. Просто напишите нам на info@helmeton.ru