В Грузии был один участок железной дороги, где в регулярном движении действовала наверное если не последняя, то одна из последних электросекций СР3. Вернее, даже не электросекция, а на базе одного вагона была сделана электромотриса СР3-1510.
Это участок Хашури — Сурами, длиной всего 6 километров. Хашури это узловая станция, а Сурами это конечная станция на тупиковой ветке. Сама станция небольшая, имеет всего два пути, один из которых был электрифицирован и на нем была оборудована платформа для приема электропоездов.
Несмотря на это линия довольно старая. Она была построена в 1872 году в рамках строительства Поти-Тифлисской железной дороги, которая являлась первой железнодорожной линией в границах современной Грузии. Первоначально линия Хашури — Сурами была участком главного хода, но после сооружения Сурамского железнодорожного тоннеля в 1890 году часть Поти-Тифлисской железной дороги, проходившая через Сурами, была разобрана, ее участок пошел южнее, но в результате был оставлен тупиковый участок Хашури — Сурами.
Еще одной особенностью линии было то, что ее довольно рано электрифицировали, в 1932 году в рамках электрификации участка Зестафони — Хашури. Немного ранее в 1928 году было проведено усиление верхнего строения пути. Здесь обкатывались электровозы американского производства, а также итальянского и советского. Число электровозов очень быстро достигло 17 единиц. До этого же на линии работали паровозы. После пуска железной дороги это были танк-паровозы серии Ф, позднее отечественные паровозы класса 0-5-0, получившие серию Э.
Электросекция СР3-1510 выпуска 1956 года была передана Грузинской железной дороге в 1966 году и поступила в депо Хашури. Один из ее вагонов был списан уже в 1989 году. Соответственно уже в 90-е годы из другого вагона электросекции была изготовлена электромотриса, которая работала на линии Хашури — Сурами.
В последние годы поезд делал 6 рейсов в день, отправляясь из Хашури в 06:50, 08:05, 09:10, 17:10, 18:20, 20:20. Из Сурами можно было уехать на рейсах 07:20, 08:30, 09:40, 17:35, 19:15, 20:50. Время в пути составляло около 20 минут. Билеты продавались у кассира в самом поезде.
В 2012 году движение электромотрисы было прекращено, равно как и пассажирское сообщение с Сурами. Кстати с мая того же года прекратили работу и последние СР3 Орджоникидзевского ГОКа на Украине.
Канал «ПАНТОГРАФ». Фото из открытого доступа сети «Интернет».
Другие материалы канала по теме железных дорог:
«Икарусы» на железнодорожном ходу
Электровоз ВЛ40 — неудачная попытка создать альтернативу чехословацким ЧС4
Российский рельсовый автобус в Чехии