В 25 сентября 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения самого великого режиссера отечественного кино – Сергея Федоровича Бондарчука. Ему были подвластны любые высоты в кино – масштаб съемок его фильмов поражает даже сегодня, он прорабатывал в своем кино все моменты – от костюмов и подбора актеров до мельчайших деталей батальных съемок и характеров героев.
«Судьба человека», «Война и мир», «Ватерлоо», «Красные колокола» - в этих фильмах каждый найдет поводы для размышлений.
МИР НА САЛФЕТКЕ
Однажды режиссер Сергей Соловьев рассказал со слов поэта и киносценариста Геннадия Шпаликова интересную историю. Шпаликов и Бондарчук долго не могли приступить к написанию сценария.
Однажды Бондарчук попросил Шпаликова проводить его в аэропорт, чтобы по пути обсудить идеи для будущего сценария. Самолет задержали, и детали фильма коллеги обсуждали прямо в аэропорту. Потом Шпаликов пропал до следующего утра. И объявился помятый, но с салфеткой, на которой был нарисован земной шар в облаках из космоса. Это и был наборосок сценария, оставшийся после посиделок Бондарчука и Шпаликова под коньяк. «Ему этого достаточно для замысла», - сказал тогда Шпаликов Соловьеву.
ВЕК СЕРГЕЯ БОНДАРЧУКА - ЧАСТЬ I
А за облаками на салфетке – герои киноэпопеи «Война и мир». Ее Сергей Федорович снимал в возрасте 45 лет, имея за плечами к этому возрасту только экранизацию рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», который получил несколько призов международных фестивалей. Журнал «Советский экран» назвал его лучшим фильмом 1959 года.
НАРОДНЫЙ АРТИСТ БОНДАРЧУК
Награды и премии сыпались на Сергея Федоровича за многие его работы как актера, и, практически за всю режиссуру. Народного артиста актер получил после того, как Иосиф Сталин посмотрел фильм «Тарас Шевченко», где Бондарчук сыграл главную роль. Обычно Сталин выключал фильм на финальных титрах и не смотрел фамилии исполнителей главных ролей. Но после этого фильма спросил: кто сыграл главную роль?
- Бондарчук, - ответили ему.
- Народный артист Бондарчук, - ответил Сталин. И на следующий день был подготовлен соответствующий указ.
Однако твердый характер Бондарчука не позволил поддаться искушению и почивать на лаврах. Он продолжал работать: закончив одну работу - приступал к следующему проекту.
Благодаря крестьянской закалке характера Бондарчук продолжал играть людей разных характеров, в том числе, чувствительных и с тонкой душевной организацией.