"Ему должно расти, а мне умаляться" (Евангелие от Иоанна 3:30).
"От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом" (1-е послание Коринфянам 1:30-31).
Многие христиане всячески стремятся познать, в чём заключается воля Божия по отношению лично к каждому из них, тем более что в Библии прямо об этом говорится: "познавайте, что есть воля Божия" (Еф.5:17). Кто-то ищет особых откровений через сны, голоса и т.п., кто-то задаёт этот вопрос своему священнику или пастору. Ничуть не отрицая наличие такой воли по отношению к конкретному человеку, хочу отметить, что есть универсальная воля Бога, относящаяся в равной степени к любому человеку.
В Священном Писании есть всего 3 стиха, которые явным образом содержат фразу "воля Божия" и указывают на то, в чём эта воля заключается. Один из этих стихов звучит кратко, ясно и очень требовательно: "воля Божия есть освящение ваше" (1Фесс.4:3).
Что означает это требование и как его исполнить?
Само слово "освящение" означает отделение от мира и греха в пользу служения Богу. Соответственно, термин "святость" означает состояние такой отделённости от мира и греха, а "освящение" есть процесс достижения такого состояния.
В Ветхом Завете освящению подлежали все материальные предметы, связанные с храмовым служением, а также все священники. Новый Завет не предусматривает освящение материальных предметов, освящению подлежат только люди, так как, по словам апостола Павла, "вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас" (1Кор.3:16). Несмотря на это, в настоящее время некоторые церкви вновь вернулись к практике ритуального освящения материальных предметов, причём не только зданий храмов и их наполнения, но также любых помещений по желанию клиентов за плату. У меня нет цели обсуждать эту практику, поэтому я остановлюсь только на освящении людей.
Поскольку освящение - это процесс достижения святости, под освящением обычно понимается деятельное стремление человека соответствовать тем признакам, которыми в массовом сознании наделяется святой человек: религиозное благочестие, удаление от мира, доброделание и т.п. Чем более человек соответствует этим признакам, тем более он воспринимается как святой, поэтому освящающийся человек прилагает максимум усилий к "наращиванию" в себе этих признаков.
В разных церквах эта деятельность может выражаться по-разному: где-то уходят в монастырь, где-то стремятся выполнять все требования ветхозаветного закона, где-то крутятся в калейдоскопе бесчисленных служений, но общим для всех вариантов освящения является одна характерная особенность: это - активность самого человека, выражающаяся в его конкретных действиях. Как говорил ещё Карл Маркс (удивительно, что именно Марксова мысль здесь оказалась созвучна) - "бытие определяет сознание", то есть, что будешь делать - тем и станешь.
Казалось бы, а как же иначе?! В современных церквах - действительно, никак иначе, только так. Однако, если почитать апостольские послания, содержащиеся в Новом Завете, то можно обнаружить, что апостолы не рекомендовали подход к освящению, основанный на человеческой активности. Говоря об освящении, апостол Павел пишет: "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её" (Еф.5:25,26), "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте" (1Фесс.5:23), "Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат" (Евр.13:12). Из этих слов апостола видно, что он считал освящение не человеческим действием, а Божьим.
Кроме этого, апостол Павел высказал вообще ключевую мысль: "От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом" (1-е послание Коринфянам 1:30-31).
Итак, освящением верующего являются не его действия, а Сам Христос, в Котором верующий находится благодаря Богу (если конечно он во Христе находится, а если не находится - он просто не является верующим). Почему именно так, а не по человеческим действиям? Ответ: "чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом". Если человек освящается своими действиями, то у него непременно возникнет соблазн похвалиться достигнутыми результатами, но Бог не хочет, чтобы мы хвалились собой, Он хочет, чтобы мы хвалились только Христом, поэтому человек освящается не своими действиями, а Божьими.
Рассуждаем далее. Если освящением верующего являются не его действия, а Сам Христос, то в чём тогда заключается процесс освящения? Очевидно, процесс освящения заключается тогда в росте Христа в человеке. Чем больше в нём Христа и меньше его "я" - тем он более освящён, и наоборот: чем меньше в нём Христа и больше его "я" - тем он менее освящён. Иоанн Креститель прекрасно выразил эту мысль следующими словами: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30), а затем Сам Христос сказал ученикам: "кто из вас меньше всех, тот будет велик" (Лк.9:48).
В чём же тогда заключается цель освящения? До какой степени следует умаляться? Пределом умаления человека является его полное исчезновение, полное исчезновение его "я". Именно об этом заповедал Христос: "отвергнись себя" (Мф.16:24). Но если "я" человека исчезнет, то кто же будет велик согласно упомянутым выше словам Христа? Очевидно, велик в человеке будет Сам Иисус Христос, Которому "должно расти" (Ин.3:30), "Который сделался для нас ... освящением" (1Кор.1:30).
Остался последний вопрос: что нужно сделать для того, чтобы умалиться, чтобы отвергнуть себя? Ответ: ничего не нужно делать, всё нужное Господь уже сделал, не случайно апостол видел освящение именно Божьим действием, а не человеческим. Господь отождествил Себя с каждым человеком, и в результате грехи каждого человека оказались на Нём, что привело Его к ужасной позорной смерти на Кресте. Умерев от имени каждого человека, Он забрал с Собой в могилу эго ("я") каждого из тех, за кого Он умер, то есть Сам добился полного стопроцентного умаления этих людей.
Всё, что остаётся сделать человеку - не сделать что-либо, а поверить в то, что его "я" больше нет, оно умерло со Христом на том Кресте. Именно верой в уже состоявшуюся смерть своего "я" человек отвергает себя. Воскреснув, Христос начал жить в каждом таком верующем, Сам став его освящением. Как сказал апостол Павел, "уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20). Живя в своём сознании Иисусом Христом, смотря на всё с точки зрения Иисуса Христа, человек подлинно становится святым и удаляется от мира и греха в пользу служения Богу.
Итак, Маркс был неправ, не бытие определяет сознание, а сознание определяет бытие. Не "что будешь делать - тем и станешь", а "кем станешь - то и будешь делать". Суть освящения заключается не в попытке достичь святости путём приложения максимума усилий.
Суть освящения - в осознании верой той замены, которую совершил Иисус Христос Своей смертью и воскресением, в осознании замены своего "я" на Иисуса Христа. Именно такое умаление себя и рост Иисуса Христа во мне доставит подлинную славу и похвалу не себе, но Христу.