Есть мнение, что таланта не существует. Только упорный труд. И если вложить в дело 10 000 часов практики, то со сто процентной гарантией станешь гением.
Прежде чем стать мастером, нужно научиться ремеслу.
С одной стороны, конечно. Так много работы и усилий приведут к мастерству. Количество в любом случае перейдет в качество.
Внимание, речь идет о чистом времени, потраченном на дело. Например, 10 000 часов на практики по письму или фото. Даже если не спать, не есть и щелкать пальцами по клавиатуре или кнопе фотоаппарата 24/7, то до достижения профессионального уровня уйдет 416 дней. Больше года даже в мире фантастики. А если посвящать выбранному делу привычную рабочую пятидневку, то получается 1250 восьмичасовых дней. Это 250 недель или почти пять лет упорного труда с графиком 5 через 2. Если запланировать отпуска, то сроки, естественно, увеличатся.
Переводя эффектные 10 000 в такие цифры, становится ясным: стать толковым психологом, хорошим поваром или бухгалтером за пару месяцев невозможно. Напоминаю, даже с поправками на фантастику, называться профессионалом и показывать достойные результаты получится не раньше, чем через четырнадцать месяцев.
Здесь, конечно, сразу же возникают вопросы к интернет- курсам, размножающихся со скоростью 5G. «Гуру» сети утверждают, что научат быть гениальным копирайтером за пару месяцев. Серьезно? Я пишу с первого класса. Мне и четверти века мало. 60 дней? Преступно мало!
Работает не "секретная улучшенная техника по составлению текстов, а практика, много практики! Улучшения неизбежны только в этом случае.
Перечитываю работы годичной давности и вижу прогресс. На тексты десятилетней давности смотрю с улыбкой. Тогда считала их гениальными, а сейчас чувствую взрослым, наблюдающими за неопытным малышом.
Прежде чем сдаваться, опускать руки в начатом деле, ставить на себе клеймо неумехи или неудачника, надо попробовать пройти хотябы треть пути. Оглянуться. Проверить, есть ли изменения.
Сравнивать себя не с уже состоявшимися профессионалами или близкими. А с самим собой. Если пахать, честно выполнять прописанную норму, то качественные изменения произойдут. Никаких волшебных таблеток, хитрых схем или всемогущего вдохновения. Все просто: труд, труд, труд!
Однако, есть в этом правиле НО! Несмотря на рабочую схему, гением не стать без таланта. Уверена, он существует и имеет значение.
Даже если я без отдыха пять лет буду учится писать маслом, шедевры уровня Айвазовского или Да Винчи не получатся. Научусь прилично копировать чужие пейзажи и натюрморты, но создавать и подмечать мельчайшие переливы света, передавать динамику и психологизм – тут нужно нечто большее, чем 10 000 часов практики.
Достоевским и Чайковским не становятся. С таким талантом нужно родится.
Я понимаю для чего коучи, мастера и «учителя» всея интернета говорят об обратном. Зачем отрицают само понятие предрасположенности к тому или иному делу. Гораздо проще продать курс, если декламировать, что научиться творить может каждый. Набрать группу только из тех, кто изначально наделен талантом, сложнее.
Если просмотреть работы великих гениев, то прогресс, безусловно, заметен. Они тоже прорабатывали свои 10 000 часов. Чтобы раскрыться, оформиться и расцвести, талантам нужна была ежедневная практика. Не отрицаю необходимость такого пути. Дар важно развивать. Здесь самое время упомянуть о притче о талантах (Мф. 25:14–30). Но, если взглянуть на первые черновики Пушинка, видно: изначально в человеке было заложено великое. Не зрелое, не оформившееся, но уже цепляющее.
Хочется преуспеть в деле, к которому нет природной предрасположенности? Стараться надо еще сильнее. Но сперва следует отработать минимум в 10 000 часов. Без этого никуда. Что с талантом, что без.
2 часа до мечты.
Дорога возникает под ногами идущего.
Как не сдаться, если кажется, что работа не приносит результат.