Утром четвертого дня я и Саша направились в действующую обитель Ордена францисканцев-обсервантов - готический монастырский комплекс Сан-Хуан-де-лос-Рейес. Монастырь нельзя не заметить во время обзорной автобусной экскурсии по городу и вокруг него - на стене северного фасада церкви висят цепи, в которых мавры держали христианских узников в Гранаде, с внешней же стороны центральная часть церкви напоминает могильный курган, а ее пинакли - зажженные свечи.
Королевский монастырь Святого Иоанна (Monasterio de San Juan de los Reyes) был основан в честь победы кастильских воинов Католических королей Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской над португальским войском Афонсу V и португальского принца Жуана в 1476 году возле города Торо. Монастырская церковь должна была стать усыпальницей испанских монархов (после успешного взятия Гранады в 1492 году Изабелла и Фердинанд перенесли место своего упокоения туда), поэтому ее стены украшены резными гербами и геральдическими щитами королей. Привлекает внимание отличающийся особой роскошью клирос, который был изначально задуман как королевская усыпальница. Монастырь строили с большим размахом с 1477 по 1506 год и освятили в честь апостола Иоанна Богослова.
Постройка была поручена Хуану Гуасу, выдающемуся архитектору своего времени. Монастырь Святого Иоанна — яркий образец архитектурного стиля исабелино. Это испанский вариант готики, в которую органично вплелись стиль мудехар и мавританская архитектура.
Обратимся к книге К. М. Малицкой «Толедо - старая столица Испании»: «Церковь монастыря Сан Хуан де лос Рейес, построенная из светлого гранита, стройна и изящна по силуэту. По конструкции она остается готической, но в то же время в ней чувствуется уже влияние новых ренессансных идей. Это сказывается и в большем спокойствии линий, по сравнению с готической архитектурой, в горизонтальном распределении украшений - слепых арок ее экстерьера и в большей объемности архитектурных элементов. Внутри она однонефна, - это тип так называемой зальной церкви, очень распространенный в Испании в ту эпоху. Благодаря далеко расставленным контрфорсам и примыкающим к ним капеллам пространство церкви кажется очень широким, свободным и светлым. Неф оканчивается на востоке полигональной апсидой. В центре - купол, который легко возносится на высоких сводах четырехугольника с перекрещивающимися арками, нервюры купола образуют восьмиугольную звезду с квадратом посередине, в котором скрещиваются две арочки, как в мавританской постройке. Остальная часть церкви перекрыта сводами с нервюрами сложного рисунка. Декоративные сказочно фантастические украшения интерьера, изображающие химер, геральдических зверей, гербы, эмблемы и надписи, делают эту церковь одной из романтических построек Европы. Белый известняк, из которого они выполнены, придает им особую нарядность. Украшения сплошь покрывают стены, двери, королевские трибуны, углы столбов.
Замечательны огромные орлы с распростертыми крыльями, несущие гербы «католических королей». Изображения этих величественных птиц сплошным рядом идут по стенам церкви. Среди них вкраплены небольшие статуэтки различных святых, расположенные на консолях под готическими балдахинами; фигурки полны жизни и экспрессии. Нарядно убранство и внутреннего дворика монастыря, в нем все легко, гармонично и стройно. Он окружен двухэтажной аркадой, изящной по пропорциям. В верхнем этаже многолопастные мавританские арки обрамлены тонким карнизом и закрыты наполовину балюстрадой. В нижнем этаже слегка заостренные арки разделены в свою очередь на две небольшие узкие арочки, соединенные с основной аркой каменной решеткой, напоминающей гипюр.
Между арками нижнего этажа помещены четырехугольные с профилировкой столбы, украшенные вверху пышным причудливым орнаментом. В верхнем этаже разделяющие арки столбики, перегнутые посередине, заканчиваются фиалами. Сводчатые перекрытия галерей отличаются стройной четкостью нервюр. Над аркатурой дворика возвышается великолепно сделанная решетка с изящными пинаклями вверху. Дверь, ведущая с северо-востока на дворик, украшена рельефами работы Алонсо Берругете, изображающими Веронику с платом Христа. Вдоль внутренних стенок дворика размещены статуи святых, а также надписи, восхваляющие подвиги «католических королей», переплетенные цветами, ветками листьев и арабесками. Здесь же повешены цепи узников христиан, освобожденных из мавританского плена после взятия Толедо. Из дворика ведет дверь в большую трапезную монастыря, над аркой двери помещена скульптура, изображающая труп, как напоминание о непрочности земных удовольствий. В одном из помещений монастыря имеется работа Хуана де Боргонья «История креста господня».
Мы пришли в монастырь довольно рано и с удовольствием неторопливо осматривали церковь. Вдруг дверь в нее осторожно приоткрылась и показалась голова любопытного японца. «Здравствуйте!», - сказал он нам и вошел внутрь. Следом устремилась толпа японских туристов, которые, откровенно говоря, уже стали сильно раздражать меня своей бесцеремонностью и громадным количеством во время туристических поездок по Европе.
Монастырь сильно пострадал во времена наполеоновских войн: французские солдаты превратили церковь в казарму, была сожжена огромная библиотека, разбиты скульптуры, уничтожен сад, разрушена часть интерьера. Погибло и ретабло монастыря. Современное живописное ретабло за главным алтарем создано в XIX веке.
Далее наш путь лежал назад через еврейский квартал к церквям Эль Сальвадор и Сан-Томе (см. альманах «Деньга» №1 (25)/2019), а затем в Музей тамплиеров и других рыцарских Орденов и Пансион Благородных девиц.
Дата создания церкви Святого Сальвадора точно неизвестна. Некоторые исследователи называют 1041 год. Во времена мусульманского присутствия церковь служила мечетью, поэтому она ориентирована на юго-восток, по направлению к Мекке. Для ее строительства повторно использовались фрагменты древних колонн и капителей эпохи вестготов, благодаря чему сохранилась аркада в форме подковы, опирающаяся на пилястры с украшениями в виде скульптурных образов, весьма необычных в то время. Ныне это одна из шести сохранившихся мосарабских церквей Толедо. В XV веке к церкви была пристроена часовня Святой Каталины в готическом стиле. Позже на минарете, превращенном в башню, была надстроена кирпичная колокольня. Очень интересен скульптурный полиптих главного алтаря. Плюс подземелье и живописные руины во дворике - в общем, церковь достойна того, чтобы не пройти мимо.
В Музее тамплиеров и других рыцарских Орденов в Толедо можно полюбоваться на воссозданную обстановку давно ушедших времен. Музей небольшой, но насыщенный: много манекенов рыцарей разных орденов в полном обмундировании. Здесь и тамплиеры, и госпитальеры, и тевтонцы, и рыцари орденов Сантьяго, Калатрава, Алькантара, Святого Иакова и других орденов, которые присутствовали на территории Испании. На витринах под стеклом лежат свитки с протоколами допроса тамплиеров, оружие, походные принадлежности и многое другое. На выставке подробно рассказано об истории орденов со стендами и картами, а про тамплиеров показывают фильм минут на двадцать. В музее можно купить разнообразные сувениры с рыцарской символикой и даже рыцарские плащи различных орденов, естественно, современные.
Пансион Благородных девиц (Real Colegio de Doncellas Nobles) был основан в XVI веке и с момента основания находился под покровительством короля и архиепископа Толедского. Историческое здание видело не одно поколение испанских барышень, которые должны были при поступлении доказать чистоту крови: выходцы из семей мавров, иудеев и прочих «еретиков» не могли переступить порог учебного заведения - таковы были условия приема в пансион, установленные его основателем, кардиналом Силисео. Послушницы и слушательницы учебного заведения жили в пансионе до конца ХХ века, в 1988 году было принято решение о размещении в здании женского общежития университета Толедо. До 1 марта 2016 года здание было закрыто для посещений. Сейчас желающие могут осмотреть церковь, внутренний двор и один из учебных залов. Здание пансиона – яркий пример толедского барокко. Наибольший интерес представляет церковь: богатый иконостас, картины и величественный мавзолей кардинала Силисео.
На этом я заканчиваю рассказ о нашем посещении Толедо в 2016 году. Хотя во время своих предыдущих визитов в этот замечательный город мы посетили и другие музеи и знаменательные исторические места города.
Вадим Рыбаков (DOC)
Фотографии: Вадим Рыбаков, Александр Рыбаков
Альманах ДЕНЬГА №3 (27) / 2019