Судьба человека порой выдает головокружительные пируэты. Сегодня кто-то – на коне, кажется, что впереди вся жизнь, полная побед и наслаждений. Но проходит немного времени – и все заканчивается самым печальным образом, о котором нельзя было вообразить и в кошмарах...
Примерно так произошло с талантливым боксером, уроженцем грузинского города Поти Паатой Гвасалией. Еще до развала Советского Союза, в 1990 году, 17-летний спортсмен успел громко о себе заявить: выиграл первенство Союза среди юниоров и взял золотую медаль на чемпионате Европы, выполнив норматив мастера спорта международного класса. В следующем году, на последнем юниорском первенстве СССР, он вновь был вне конкуренции, «размотав» всех 17-18-летних соперников в весовой категории до 57 кг. Многие специалисты и болельщики тогда заговорили о Паате как о новом Косте Цзю: талант и большой потенциал грузинского парня был виден невооруженным взглядом.
Дальнейшая его карьера, впрочем, самых смелых ожиданий не оправдала. Он не стал чемпионом мира или призером Олимпийских игр. Тем не менее, его достижениям могли позавидовать очень многие боксеры-любители. Сначала он выступал за сборную Грузии, в составе которой в 1993 году выиграл бронзу уже на взрослом на чемпионате Европы. Затем Гвасалия принял решение перейти в сборную России.
В 1994 году в Санкт-Петербурге он стал победителем III Игр Доброй воли. Среди его заметных достижений также – серебряная медаль на чемпионате мира 1997 года в категории 63,5 килограмм и несколько побед на чемпионате России.
Раскрыть полностью свой потенциал Паата в немалой степени не смог из-за серьезной травмы руки. Серебро на мировом первенстве ему стоило очень дорого. В полуфинальном поединке он серьезно повредил конечность, в результате чего в дальнейшем развился деформирующий артроз кости. С такой болячкой о продолжении карьеры в большом спорте пришлось вскоре забыть. Некоторое время он еще предпринимал попытки вернуться на высокий уровень, но в 2000 году все-таки принял окончательное решение повесить перчатки на гвоздь. Ему тогда было всего лишь 27 лет.
Молодой парень подался в бизнес. Перебрался аж на Камчатку по приглашению друзей, где возглавил службу безопасности одного из местных игровых заведений под названием «Коллизей». Лучше бы он этого не делал.
В апреле 2003 года российские СМИ сообщили о пожаре в казино «Паллада» в Петропаловск-Камчатском, жертвами которого стали семь человек. Следствие пришло к выводу, что это был поджог со стороны конкурирующего «Коллизея». В преступлении обвинили Паату Гвасалия и его коллегу, охранника Сергея Петросова. Свидетели – секьюрити сгоревшего заведения – рассказали, как выскочили из пылающего здания и увидели убегающего человека, в котором они позднее опознали бывшего боксера. Машина «Мицубиси», в которую сел на пассажирское место якобы Паата, принадлежала его подчиненному Петросову.
На суде Гвасалия, как и Петросов, свою вину категорически отрицал. Они утверждали, что в момент поджога находились дома. В последнем слове боксер поклялся сыном, что не совершал того, в чем его обвиняли. Однако вердикт был максимально суров: пожизненное. Петросов получил 23 года «строгача».
Как писала газета «Коммерсант», в виновности Гвасалии и Петросова сомневались и некоторые потерпевшие. Как там было на самом деле со стороны судить невозможно: доподлинно об этом знают только сами обвиняемые.
Отбывать заключение Паата отправился в Пермский край, в печально известное учреждение УФСИН «Белый лебедь». В 2008 году в виду появления новых обстоятельств дело достали с полки, и Гвасалию этапировали на три года назад, на Камчатку. Однако это закончилось ничем. В начале 2012-го в деле поставили окончательную точку и Гвасалия вернулся в «Белый лебедь», где и находится поныне.
В последние годы о нем почти нет никаких вестей. Недавно прошла информация, что бывший славный спортсмен пребывает в тяжелейшем психологическом состоянии и находится, что называется, на самой грани.