Найти в Дзене
Экипаж Ветра

Уникальный новый год на деревянном российском паруснике в Испании. Фрегат "Штандарт".

Оглавление

После окончания обучения в яхтшколе я решил сходить в море матросом. Подыскивая судно для этого я наткнулся вот на это чудо! Я сделал взнос в судовую кассу и прилетел в Барселону чтобы совершить морской переход через Балеарское море до острова Майорка и обратно, а потом встретить новый год на борту парусного фрегата "Штандарт".

Фрегат "Штандарт"

Это реплика военного корабля, построенного Петром первым в 1703 году. Штандарт воссоздан в Петербурге по технологиям восемнадцатого века в 1999 году командой энтузиастов под руководством капитана Владимира Мартуся.

Если тебе не интересно читать текст и смотреть фото, ты можешь сразу посмотреть видео на моём Ютуб канале "Экипаж Ветра".

Штандарт уже два десятка лет курсирует в европейских водах и работает одновременно как плавучий музей и #учебный парусник. Он даёт возможность попасть в команду и погрузиться в атмосферу восемнадцатого века всем желающим.

На этом судне нет пассажиров! Взойдя на борт я подписался быть матросом! Не важно какого ты пола, возраста и национальности. Тут научат тянуть за нужные верёвки на множестве языков.

"Штандарт" в Барселоне. Снял когда бросали второй якорь со шлюпки, чтобы отодвинуть корабль от причала.
"Штандарт" в Барселоне. Снял когда бросали второй якорь со шлюпки, чтобы отодвинуть корабль от причала.

Барселона - Порт Адриано.

Как всё было. Постояли денёк у причала. Попривыкли к кораблю и прослушали брифинг по безопасности, после чего сделали учебный выход на мачты. А после заката мы отправились в путь! На причале нас провожали десятки людей махая руками. Было приятно. Я чувствовал лёгкий мандраж, ведь это был мой первый настоящий #морской переход, к тому же первый ночной выход в море, и он выдался на славу! До этой ночи я считал, что меня не укачивает на воде… Как же я ошибался ;) Мы поставили паруса вышли в открытое море и трепетные эмоции затмила накатившая тошнота. Раздувало около 35-ти узлов (13 м/с) и корабль раскачало одновременно в двух плоскостях (по-морскому это называется килевая и бортовая качки). Для Штандарта такой ветер не считается штормовым и профессиональная команда явно получала удовольствие от сейлинга. Но я, в течении первых 4-х часов нашего плаванья, скитался по палубе в поисках места где качает меньше всего. Опорожнив желудок, я забился между двух спасательных плотов на мостике. Я сидел там и страдал от морской болезни, утешая себя тем что я не один такой и что это скоро закончится… Я просидел там больше часа, вплоть до своей ходовой вахты грота, которая начиналась в 4 часа ночи и длилась до 8-ми утра. Вахтенный офицер поставил меня за штурвал. Полегчало! Я занялся делом, некогда тошнить нужно управлять кораблём. Это неописуемый кайф рулить такой махиной! Ты стоишь на мостике у штурвала и всматриваешься в даль, стараясь не потерять курс, когда тридцатиметровый двухсотдвадцатитонный здоровяк разбивает волну своим могучим телом и на палубу обрушивается фонтан мелкодисперсных брызг!

Тем временем под палубой корабля всё было ещё интереснее. В кубриках для матросов вещи перелетали с одной койки на другую. В моём постельном белье запутался чужой лифчик и нашёлся лишь спустя пару дней. Конфузная ситуация, но то ещё что! Тут мне рассказали что однажды один художник перелетел с одной койки на противоположную ;)

В середине вахты бывалый один матрос, несмотря на качку, пошёл ставить чайники и обжог себе ногу кипятком. Кругом творилось что-то странное… было темно, холодно, ветрено, громко, мокро и не комфортно, но, почему-то, невероятно интересно. Мне нравилось это чувство преодоления сопротивления стихии.

В 8 утра я заснул самым сладким сном на своей влажной кровати в трюме. Я чувствовал себя в безопасности. Качка меня уже не напрягала, а наоборот убаюкивала.

Вот с таким креном ходит корабль под парусами когда ветер не очень попутный
Вот с таким креном ходит корабль под парусами когда ветер не очень попутный

Стоит заметить, что после этого, я в общей сложности прожил на Штандарте ещё около 3-х месяцев и прошёл 2300 морских миль. Этот самый первый переход оказался и самым сложным. Больше в такие не комфортные условия плавания мы не попадали, да и меня больше не укачивало. Организм привык. Но об этом позже.

На подходе к о. Майорка. Ну нереальный фон, будто фото обои ;)
На подходе к о. Майорка. Ну нереальный фон, будто фото обои ;)

Мы прибыли в Порт Адриано и пришвартовались рядом с дорогими современными моторными яхтами, на фоне которых Штандарт выглядел как призрак пиратского корабля.

Фрегат "Штандарт" в марине Порт Адриано
Фрегат "Штандарт" в марине Порт Адриано

Многие члены команды поехали на автобусе в город Пальма-де-Майорка, до которого было 20км. Вместо этого я решил побольше насладиться кораблём, ведь тогда я думал, что приехал всего на недельку. Получив разрешение капитана, я решил самостоятельно подняться на марсовые площадки ("вороньи гнёзда") всех трёх мачт.

Вид на палубу с фок-мачты
Вид на палубу с фок-мачты

Лазая по мачтам ощущаешь себя матросом в команде Джека Воробья. На самом деле я боюсь высоты, но ради прекрасных видов и крутого селфи я не мог сюда не подняться! А ещё с мачты я заметил на лежащую на берегу яхту. Судя по всему, эта яхта стояла на муринге (мёртвый якорь) в бухте, её сорвало и выбросило на берег ночным штормом.

Обидно...
Обидно...

Порт Адреано - Барселона.

На Майорке мы провели всего сутки и отправились в обратный путь чтобы успеть встретить новый год в Барселоне. Этот переход был гораздо приятнее и интересней первого. Волны стихли. Был солнечный денёк, который позволил нам поупражняться с парусами.

Закат рисует тенями на парусах
Закат рисует тенями на парусах

Находясь на борту поражаешься количеству верёвок и отсутствию электролебёдок. Кажется что разобраться в хитросплетении этих линий нереально, но на самом деле нужно лишь понять как управлять всего одним парусом, а остальные управляются аналогично.

Жизнь матроса на корабле — это не только соревнование с ветром по перетягиванию каната. Бывает время чтобы насладиться стабильным парусным ходом, живой музыкой, красочными закатами и рассветами, звёздным небом и другой морской романтикой, ради которой люди возвращаются сюда вновь и вновь.

На подходе к порту нас отправили на реи чтобы укатать паруса. Оказывается просто убрать #парус не достаточно! Нужно подняться на верх и плотно привязать парус к рею специальной верёвкой, которая называется - сезень. Та ещё работка, но было уже не страшно, мои тренировки накануне оказались весьма кстати.

Мы вернулись в Барселону днём 31-го декабря, нарубили оливье и нарядили подаренную нам на Майорке ёлку, вместо которой изначально хотели украсить пальмовую ветвь)). С боем курантов профессиональный экипаж устроил праздничный салют из настоящей пушки!

  Наряжаем ёлку прямо на палубе
Наряжаем ёлку прямо на палубе

Неделя на борту пролетела очень быстро. Я только и успел немного попривыкнуть к морской жизни как пришло время лететь домой. И вправду говорят как новый год встретить - так его и проведёшь. На Штандарте я залип надолго... Вернувшись домой я закинул в рюкзак побольше носков, старую заводскую робу, квадрокоптер, ноутбук и полетел обратно в Испанию, но уже в город Картахена, где Штандарт должен был простоять целый месяц. Так я стал волонтёром на покраске исторического парусника, но об этом я расскажу завтра поэтому подпишись на мой канал в Дзене и на Ютубе!

Всё же зацени видео об этом путешествии, оно крутое, я старался ради тебя, а взамен хочу получить лайк и подписку! Впереди ещё много интересного, тебе понравится!

Статья об обучении в яхтенной школе ТУТ

#фрегат штандарт #исторический парусник #Shtandart #пиратский корабль #яхтинг #трейниз