Найти тему
Притамбовье

«Всю жизнь ищу я встречи». Павел Золотов – о творчестве и творческих людях

Павел Золотов
Павел Золотов

Почётный член Российской академии художеств, заслуженный художник РФ Павел Золотов начинал свой путь в искусстве с художественной школы в Тамбове. Первая учительница по живописи Вера Хворостова настроила юношу на полиграфический институт, сказав, что там очень сильное преподавание. Павел Золотов поступил с пятой попытки, при этом знакомые всё равно спрашивали: по блату?

Московский полиграфический институт славился на весь Союз – второй подобный вуз был только во Львове. Обучение давало возможность параллельно работать с издательствами, занятия вели действительно большие мастера: президент Академии художеств Андрей Васнецов, детский иллюстратор Май Митурич, мастер книжной гравюры Дмитрий Бисти, график и живописец Александр Ливанов, искусствовед Наталья Гончарова.

Под стать им оказались и студенты – самому старшему на курсе было 45 лет, его работы уже публиковались во Франции. Среди однокурсников Павла Юрьевича были также редактор «Внешторгрекламы», художественный редактор издательства «Высшая школа» и другие состоявшиеся мастера.

– Собрались такие ребята, с которыми учиться было просто сказкой, – делится впечатлениями Павел Золотов.– Огромные окна на восьмом этаже, выходящие на Тимирязевский пруд, дополняли ту невероятную атмосферу. Ведь учение для художника – это прежде всего общение с такими же, как он. Всю жизнь, по сути, ищу я встречи, чтобы поговорить об искусстве и обменяться опытом.

Пальмы вместо берёз

«Бедуины», 2000 г. К. м. 25х42
«Бедуины», 2000 г. К. м. 25х42

Долгие годы Павел Золотов жил и работал в разных уголках земного шара: в Чехии, Польше, Германии, выставлялся в Финляндии, Бельгии, Португалии. Каждая поездка давала новые впечатления, которые потом находили отражение в творчестве. Особенно памятны в этом плане выставки в Каире и Александрии, организованные в 2000 и 2001 годах.

– Приехал я из Египта, – рассказывает Павел Юрьевич, – хотел порисовать, а у меня ничего не выходит – вместо берёз идут пальмы. Я так удивился, что решил эту работу не продавать, оставил себе.

До какого-то момента продажа картин являлась для Золотова основным источником дохода: он делал красивые полотна для салонов, старался, чтобы их купили. В его биографии есть также период преподавания в художественной школе № 2, ТГТУ и ТГУ имени Державина. С 2004 по 2013 год Павел Юрьевич возглавлял Тамбовское отделение Союза художников, благодаря съездам и прочим мероприятиям объехал всю страну и познакомился со многими интересными людьми.

После того, как покинул пост председателя Союза художников, он занялся собственной студией печати и стал получать заработок отсюда, а картины с тех пор пишет, что называется, для себя. Конечно, созданное Павел Золотов продолжает и выставлять, и продавать, но сама независимость от потенциального покупателя, отсутствие необходимости нравиться придала его творчеству новую грань свободы.

В соавторстве с дождём

На протяжении последних девяти лет Павел Золотов и его коллеги устраивают совместные рабочие выезды. Их инициатором является директор Воронежского художественного училища Сергей Гулевский, который договорился с местным губернатором о спонсировании проезда и проживания художников. За это с каждого пленэра несколько картин остаётся музеям.

«Дождь», 2016 г. К. м. 50х60
«Дождь», 2016 г. К. м. 50х60

Одним из постоянных участников выездов был акварелист Владимир Шкалин, умерший два года назад. Вместе с дочерью он готовил буклет со своими акварелями, но так его и не увидел – умер в тот день, когда буклет был доставлен. Павел Золотов читает сделанную в нём подпись к фотографии: «Мы работаем в Острогожске, на родине Крамского, и у нас хорошая компания: академики Олег Савастюк, Любовь Савельева, Владимир Пименов, Раиса Лебедева, заслуженные художники России Павел Золотов, Андрей Дубов, Анатолий Костяников, Сергей Гулевский…»

Плюсов у совместной работы много: это и поиск новых подходов, и взаимное влияние художников друг на друга, и возможность взглянуть на своё творчество профессиональным взглядом, но со стороны. В связи с этим Павел Юрьевич рассказал нам о маленьком приключении, произошедшем в Острогожске:

– Мы поехали с Олегом Малявкиным и Володей Шкалиным порисовать старую мельницу. Разразился ливень, смыл с моей картины часть масляной краски, но ребята потом посмотрели – слушай, говорят, как здорово получилось-то, в соавторстве с дождём. В итоге я не стал дорабатывать её, оставил как есть, потому что картина действительно передаёт ощущение дождя. Но это ещё не всё: сидим мы с Малявкиным в машине, пережидаем дождь и думаем – странно, Вова куда-то делся. И вот Володя вылезает из кустов, весь мокрый, взъерошенный, упал три раза, но акварель свою спас. Когда он её показал, мы просто обалдели, такая получилась красота.

Костяк объединения составляют девять человек, а ещё нескольких художников на пленэры приглашают «со стороны». Как-то участие в мероприятии принимал Зураб Церетели.

– Чем сильнее люди, тем интереснее с ними работать, – говорит Павел Золотов. – Последний раз я выезжал в компании, где было пятеро преподавателей «репинки» – рядом с ними, конечно, надо напрягаться, чтобы держать марку.
-4

Изобразительное искусство, по словам Павла Юрьевича, предоставляет бесконечное поле для экспериментов со светом, цветом, направлением мазка, организацией пространства, техниками и сюжетами. Это вначале художник учится рисовать – всё остальное время он учится понимать живопись.

Импульс творчеству, опять же, придаёт сама смена обстановки, погружение в новую атмосферу. Благодаря выездам в Константиново, к примеру, у Павла Золотова появились работы, посвящённые Сергею Есенину:

– В музее мне сказали, что выкупят любую картину, где будет Есенин. Я стал думать, что написать – как у всех, что он у берёзки стоит с пиджаком? Очень много смотрел его фотографий и вдруг понял, что он не может у меня быть цветным, а должен быть в сепии, как старая фотография. Так появилась картина «Цветы для Сергея Есенина», которую Сергей Безруков назвал своей любимой работой по Есенину. Позже я нарисовал портрет знаменитого поэта, тоже сепийный.
«Константиново. Цветы Сергею Есенину», 2017 г. Х. м. 100х109,5
«Константиново. Цветы Сергею Есенину», 2017 г. Х. м. 100х109,5

Вера Дашкова

Фото из архива Павла Золотова

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»