Почётный член Российской академии художеств, заслуженный художник РФ Павел Золотов начинал свой путь в искусстве с художественной школы в Тамбове. Первая учительница по живописи Вера Хворостова настроила юношу на полиграфический институт, сказав, что там очень сильное преподавание. Павел Золотов поступил с пятой попытки, при этом знакомые всё равно спрашивали: по блату?
Московский полиграфический институт славился на весь Союз – второй подобный вуз был только во Львове. Обучение давало возможность параллельно работать с издательствами, занятия вели действительно большие мастера: президент Академии художеств Андрей Васнецов, детский иллюстратор Май Митурич, мастер книжной гравюры Дмитрий Бисти, график и живописец Александр Ливанов, искусствовед Наталья Гончарова.
Под стать им оказались и студенты – самому старшему на курсе было 45 лет, его работы уже публиковались во Франции. Среди однокурсников Павла Юрьевича были также редактор «Внешторгрекламы», художественный редактор издательства «Высшая школа» и другие состоявшиеся мастера.
– Собрались такие ребята, с которыми учиться было просто сказкой, – делится впечатлениями Павел Золотов.– Огромные окна на восьмом этаже, выходящие на Тимирязевский пруд, дополняли ту невероятную атмосферу. Ведь учение для художника – это прежде всего общение с такими же, как он. Всю жизнь, по сути, ищу я встречи, чтобы поговорить об искусстве и обменяться опытом.
Пальмы вместо берёз
Долгие годы Павел Золотов жил и работал в разных уголках земного шара: в Чехии, Польше, Германии, выставлялся в Финляндии, Бельгии, Португалии. Каждая поездка давала новые впечатления, которые потом находили отражение в творчестве. Особенно памятны в этом плане выставки в Каире и Александрии, организованные в 2000 и 2001 годах.
– Приехал я из Египта, – рассказывает Павел Юрьевич, – хотел порисовать, а у меня ничего не выходит – вместо берёз идут пальмы. Я так удивился, что решил эту работу не продавать, оставил себе.
До какого-то момента продажа картин являлась для Золотова основным источником дохода: он делал красивые полотна для салонов, старался, чтобы их купили. В его биографии есть также период преподавания в художественной школе № 2, ТГТУ и ТГУ имени Державина. С 2004 по 2013 год Павел Юрьевич возглавлял Тамбовское отделение Союза художников, благодаря съездам и прочим мероприятиям объехал всю страну и познакомился со многими интересными людьми.
После того, как покинул пост председателя Союза художников, он занялся собственной студией печати и стал получать заработок отсюда, а картины с тех пор пишет, что называется, для себя. Конечно, созданное Павел Золотов продолжает и выставлять, и продавать, но сама независимость от потенциального покупателя, отсутствие необходимости нравиться придала его творчеству новую грань свободы.
В соавторстве с дождём
На протяжении последних девяти лет Павел Золотов и его коллеги устраивают совместные рабочие выезды. Их инициатором является директор Воронежского художественного училища Сергей Гулевский, который договорился с местным губернатором о спонсировании проезда и проживания художников. За это с каждого пленэра несколько картин остаётся музеям.
Одним из постоянных участников выездов был акварелист Владимир Шкалин, умерший два года назад. Вместе с дочерью он готовил буклет со своими акварелями, но так его и не увидел – умер в тот день, когда буклет был доставлен. Павел Золотов читает сделанную в нём подпись к фотографии: «Мы работаем в Острогожске, на родине Крамского, и у нас хорошая компания: академики Олег Савастюк, Любовь Савельева, Владимир Пименов, Раиса Лебедева, заслуженные художники России Павел Золотов, Андрей Дубов, Анатолий Костяников, Сергей Гулевский…»
Плюсов у совместной работы много: это и поиск новых подходов, и взаимное влияние художников друг на друга, и возможность взглянуть на своё творчество профессиональным взглядом, но со стороны. В связи с этим Павел Юрьевич рассказал нам о маленьком приключении, произошедшем в Острогожске:
– Мы поехали с Олегом Малявкиным и Володей Шкалиным порисовать старую мельницу. Разразился ливень, смыл с моей картины часть масляной краски, но ребята потом посмотрели – слушай, говорят, как здорово получилось-то, в соавторстве с дождём. В итоге я не стал дорабатывать её, оставил как есть, потому что картина действительно передаёт ощущение дождя. Но это ещё не всё: сидим мы с Малявкиным в машине, пережидаем дождь и думаем – странно, Вова куда-то делся. И вот Володя вылезает из кустов, весь мокрый, взъерошенный, упал три раза, но акварель свою спас. Когда он её показал, мы просто обалдели, такая получилась красота.
Костяк объединения составляют девять человек, а ещё нескольких художников на пленэры приглашают «со стороны». Как-то участие в мероприятии принимал Зураб Церетели.
– Чем сильнее люди, тем интереснее с ними работать, – говорит Павел Золотов. – Последний раз я выезжал в компании, где было пятеро преподавателей «репинки» – рядом с ними, конечно, надо напрягаться, чтобы держать марку.
Изобразительное искусство, по словам Павла Юрьевича, предоставляет бесконечное поле для экспериментов со светом, цветом, направлением мазка, организацией пространства, техниками и сюжетами. Это вначале художник учится рисовать – всё остальное время он учится понимать живопись.
Импульс творчеству, опять же, придаёт сама смена обстановки, погружение в новую атмосферу. Благодаря выездам в Константиново, к примеру, у Павла Золотова появились работы, посвящённые Сергею Есенину:
– В музее мне сказали, что выкупят любую картину, где будет Есенин. Я стал думать, что написать – как у всех, что он у берёзки стоит с пиджаком? Очень много смотрел его фотографий и вдруг понял, что он не может у меня быть цветным, а должен быть в сепии, как старая фотография. Так появилась картина «Цветы для Сергея Есенина», которую Сергей Безруков назвал своей любимой работой по Есенину. Позже я нарисовал портрет знаменитого поэта, тоже сепийный.
Вера Дашкова
Фото из архива Павла Золотова
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Притамбовье»