Нестор Иванович Махно на протяжении почти всей Гражданской войны принимал личное участие в сражениях. Дрался и с белыми, и с красными, и с петлюровцами, и с австро-немецкими интервентами. Был ранен много раз, но, в конечном счете, уцелел и оказался в эмиграции.
После долгих скитаний и перипетий, бывший лидер повстанческого движения остался жить в Париже. Вернее, в пригороде Парижа под названием Венсен.
Нестору Ивановичу помогали некоторые старые друзья и идейные соратники (например, художник-анархист Жан Лебедев). Но Махно и сам работал столяром, плотником, даже плел домашние тапочки. Денег, конечно, все равно не хватало. Ведь «батька» продолжал верить в анархические идеалы, отдавая все «лишние» деньги журналу «Дело труда».
Занимался Махно и литературным трудом. К сожалению, дописать свои «Воспоминания» Нестор Иванович не успел. Однако, в эмиграции он создал множество менее масштабных трудов: записок, очерков и статей.
Жизнь Махно в эмиграции омрачалась не только бедностью. На него совершались нападки, причем со всех сторон. Бывшие белогвардейцы ненавидели «батьку» и распускали о нем нелицеприятные слухи, обвиняя вождя в еврейских погромах и в грабежах. Но Нестор отвечал им и, как правило, одерживал верх. Ранее Махно «отшил» поляков и петлюровцев, нажив таким образом себе еще больше врагов.
«...В польской сваре 20-х годов Махно представлял интерес для многих. Первыми пришли петлюровцы с предложением о сотрудничестве для организации общего фронта эмигрантов против коммунистов. Махно не пожелал с ними разговаривать. Вслед за украинскими националистами пришли польские коммунисты. Махно отклонил и их планы...» (с) МулетаЪ: Вольное слово
В это же время многие бывшие анархисты получили «прощение» от советской власти и начали возвращаться на родину. Но Махно не поддался на уговоры и обещания друзей, оставшись в эмиграции до конца. Одновременно тяжелым испытаниям подверглись анархические идеи: идеологи движения окончательно рассорились между собой. Такое положение вещей вряд ли устраивало Нестора.
Но он не отчаивался. В Испании назревала Гражданская война (до ее начала Махно не дожил). Нестор Иванович общался с испанскими анархистами, давал им советы по борьбе за свои права.
«...Его жизнь за границей не была бессмысленной, как у многих эмигрантов. Испанцы звали его возглавить их революцию. Разбитый чахоткой и мучимый старыми ранами, Махно помогал чем мог, давал советы восставшим пролетариям Кастилии. Здоровье Махно было сильно подорвано множеством ранений, в том числе тяжелых, полученных в боях, и лично участвовать в боевых действиях он уже не мог...» (с) М. Гончарок. Судьбы российских анархистов.
Не мог. Но все равно пошел на антифашистскую манифестацию в Париже. Там в тридцатые годы шла борьба между местными «левыми» и «правыми» силами. И Махно пошел на митинг, поддержать местных анархистов. Это решение в 1934 году возможно, стало для него роковым. Нестор Иванович простудился. Одновременно обострились старые болячки. В июле 1934 года Махно не стало. Он прожил всего лишь сорок пять лет. Но врагам так и не удалось сломить идейного анархиста.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Читайте также другие мои каналы:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.