Продуктовая торговля — одна из немногих отраслей, которая только выиграли от всех событий 2020 года. За несколько месяцев производители и продавцы буквально озолотились (на фоне банкротств и разорений в других секторах). Что они вновь не поделили и зачем просят государство вмешаться?
Ассоциация "Руспродсоюз" (объединение различных производителей) обратилось с просьбой помочь им в диалоге с торговыми сетями. Ассоциация считает, что при заключении договоров ритейл навязывает слишком низки цены на их продукцию и заставляет проводить промо акции.
Торговые сети опять за свое
Сети все чаще стали требовать снижение цен на товары и навязывать участие в акциях. Со слов зампреда правления "Руспродсоюза" Дмитрия Леонова, "это вынуждает производителя работать себе в убыток".
"Особенно это вредно сейчас, когда производители вытащили на себе пиковый спрос на продукты, связанные с этим расходы и круглосуточные смены", — добавил Леонов.
Это правда, во времена весеннего спроса на туалетную бумагу и гречку, почти все производители продуктов реализовывали свою товары сверх всяких планов. Отдельные компании выросли кратно.
К хорошему быстро привыкаешь и теперь ребята хотят еще, чтоб государство помогло разобраться с входными ценами. Началась старая песня: "недобросовестные сети "прожимают" и заставляют нас проводить акции и промо".
Государство разберется
Есть несколько знакомых баеров и категорийных менеджеров. Они всегда отвечают на такие претензии одинаково. Это всё Игры доброй воли, не устраивают условия работы — отойдите и не мешайте тем, кого они устраивают.
Если сети мешают вам жить и не хотите с ними сотрудничать — стройте свои каналы сбыта. Такой путь выбрали многие компании и добились успеха. А вот втягивать в свободный рынок государство — это очень плохая идея, которая закончится печально для всех участников.
Если говорить грубо, то все эти скидки и акции нужны, чтоб продвигать и оценить спрос на новый товар. В текущих условиях отсутствия денег у населения, по полной цене новинку могут вообще никогда не попробовать. Еще непонятно, кому эти промо нужны больше — магазинам или производителям?
Для покупателя
На этом шоу у нас самые плохие места. Покупатели находятся между двух мощных сил, которые ищут исключительно свою выгоду. К сожалению, платить за эти баталии придется именно нам. А когда данном шоу начнут участвовать приглашенные звезды-чиновники, то ценник взлетит просто в космос.
Если сеть слишком "прогнет" производителя, то тот очень быстро начнет оптимизировать состав своих продуктов или разорвет отношения и вообще уйдет с полок данных магазина. Для нас это обернется падением качества и сокращением ассортимента.
Другая крайность — производитель навяжет сетям (например, при помощи государства) свои условия. Тогда мы больше не увидим глубокие скидки и акции на товары, что тоже неприятный исход.
Может государство разберется и поможет? К сожалению, наше государство — это царь Мидас, только наоборот. Если начнет что-то регулировать, то зарегулирует до "деревянного макинтоша".
Покупатель будет выигрывать только когда начнет активно развиваться конкуренция. Новые участники рынка будут заставлять быстрее "крутить педали" старых. А пока побеждает стабильность и "отрицательный рост", нам не стоит ждать от подобных федеральных разборок чего-то хорошего.