Найти тему
Синий Блокнот

Бой у Калабрии

Морской сражение, именуемое в английских источниках как "Бой у Калабрии" (Battle of Calabria), а в итальянских как "Бой у Пунто-Стило" (Battaglia di punta Stilo) недаром считается одним из самых скоротечных сражений между линкорами. Произошёл он во время второй мировой войны у южной оконечности Апеннинского полуострова между Итальянским флотом и Средиземноморским флотом Великобритании и явился первым крупным столкновением линейных сил флота во второй мировой войне (если не считать инцидент, случившийся за три дня до описываемых событий, о котором я напишу позже).

Предыстория

Военно-морская активность на Средиземном море в 1940 году в основном состояла в проводке конвоев. Италия отправляла конвои в Ливию для поддержки своих войск на Северо-Африканском ТВД, а союзники с этой же целью направляли конвои в Египет. При этом отправной точкой конвоев в Александрию была Мальта, а конвои в Ливию выходили из Неаполя.

Средиземноморский ТВД на море
Средиземноморский ТВД на море

В начале июля 1940 гола перед итальянским флотом была поставлена задача - обеспечить переправку в Бенгази порядка 13 000 солдат и 40 000 тонн военных грузов для подготовки к вторжению в Египет. Для их перевозки предполагалось задействовать пять транспортных судов. Предполагалось, что англичане попытаются перехватить столь важный конвой и для его охраны были задействованы крупные силы флота - два линкора, шесть тяжёлых и десять лёгких крейсеров, тридцать два эсминца. Участвовали линкоры "Джулио Чезаре" (флагман) и "Конте ди Кавур", тяжёлые крейсеры «Пола», «Зара», «Фиуме», «Гориция», «Тренто», «Больцано». Кроме того в районах наиболее вероятного появления английского флота было развёрнуто патрулирование 30 итальянских подлодок.

Линкоры "Джулио Чезаре" и "Конти ди Кавур" в походе
Линкоры "Джулио Чезаре" и "Конти ди Кавур" в походе

Тяжёлый крейсер "Зара" ведёт огонь главным калибром.
Тяжёлый крейсер "Зара" ведёт огонь главным калибром.

Четыре итальянских транспорта вышли в море из Неаполя 6 июля в охранении двух легких крейсеров, четырёх эсминцев и четырёх миноносцев. Пятый транспорт под охраной двух миноносцев вышел 7 июля из Катаньи. Вечером 7 июля на встречу им из военно-морских баз Мессина и Таранто вышли основные силы конвоя.

Общее командование конвоем осуществлял адмирал Иниго Кампиони.

Адмирал Иниго Кампиони
Адмирал Иниго Кампиони

Англичане же в то же самое время начали собственную конвойную операцию. Им требовалось обеспечить прикрытие двух конвоев в составе семи транспортов с Мальты в Египет. На этих кораблях в Александрию вывозилось эвакуируемое с Мальты население и портовое оборудование. Конвой охраняли три линкора - "Уорспайт", "Малайя", "Роял Соверен", авианосец "Игл", пять лёгких крейсеров и шестнадцать эсминцев. Корабли вышли в море почти одновременно с итальянскими. Командовал английским конвоем адмирал Эндрю Каннингэм.

Адмирал Эндрю Каннингэм
Адмирал Эндрю Каннингэм

Оба флота были обнаружены противником практически сразу после выхода в море. Англичан обнаружила итальянская подлодка "Бейлуль" (Beilul) ещё ночью с 7 на 8 июля, итальянцы были обнаружены английской субмариной "Феникс" (HMS Phoenix) в 05:15 утра 8 июля. Не смотря на раннее обнаружение итальянский конвой уже к вечеру 8 июля без проблем достиг пункта назначения, англичане же в течении всего дня подвергались ударам итальянской авиации с аэродромов на островах в Эгейском море. Всего в атаках на английский конвой приняли участие в общей сложности 72 бомбардировщика SM.81 и S.79, сбросивших 102 250-кг и 330 100-кг бомб. Налеты продолжались до наступления сумерек. Поскольку в состав авиагруппы Eagle не входили истребители, итальянцы в ходе воздушных ударов встретили слабое противодействие со стороны англичан, но и сами добились немногого. Единственным попаданием было попадание бомбы в мостик крейсера "Глочестер", в результате чего погибли командир корабля кэптен Гарсайд, 6 офицеров и 11 матросов. По донесениям же итальянских летчиков, они повредили несколько британских кораблей, в том числе линкор, и один потопили.

Утром 9 июля Каннингэм, находясь в 60 милях западнее острова Наварин, отдаёт приказ эскадре изменить курс и двигаться на Мальту. К этому времени Кампиони уже вышел из Бенгази и возвращался на базу. В 8:00 итальянский флот был обнаружен английской авиаразведкой. Стремясь перехватить противника Каннингэм приказывает эскадре увеличить ход.

Британский линкор "Уорспайт"
Британский линкор "Уорспайт"

Тем временем положение Кампиони было сложным. Он не имел сведений о противнике с вечера 8 июля, но предполагал, что английская эскадра где-то рядом и попытается отрезать его от баз. В 10:00 он отдал приказ крейсерам, которые вели разведку впереди по курсу эскадры возвращаться к главным силам, что бы собрать свои корабли в единый кулак. Расчёт Кампиони на помощь своей авиации с итальянских баз не оправдался не смотря на все запросы, направленные в Мессину. Более того - с самого утра за итальянским флотом безнаказанно наблюдали английские летающие лодки Sunderland, находясь всего в 50 милях от побережья Калабрии.

Бой

Первый удар англичане нанесли в 13:30 по тяжёлым крейсерам итальянцев, подняв торпедоносцы Swordfish с авианосца "Игл". Атака не принесла результатов. Атакованные крейсеры увернулись от торпед, а все торпедоносцы вернулись на "Игл".

Т.к. атака могла быть произведена только с авианосца, Кампиони стало очевидно, что британские силы находятся где-то рядом. Вскоре Кампиони наконец получил донесение от самолётов-разведчиков, которого ожидал всё утро: 2 линкора и 8 эсминцев находятся всего в 80 милях от его собственного соединения. Учитывая недавно закончившуюся атаку торпедоносцев, то итальянскому адмиралу стало понятно, что англичане прекрасно осведомлены обо всех его передвижениях. Это позволило Каннингхэму занять позицию между итальянским флотом и его главной базой. Поэтому Кампиони решил ещё раз изменить курс до того, как англичане окончательно отрежут его. Итальянская эскадра развернулась на север и продолжала идти, ожидая визуального контакта с противником.

Англичане, между тем, также готовились к артиллерийскому бою. Они имели перевес по числу и мощи линейных кораблей, однако итальянские линкоры превосходили английские в скорости и дальности стрельбы орудий главного калибра. Кроме того, Кампиони имел гораздо больше крейсеров и эсминцев.

В 14:47 сигнальщики британского лёгкого крейсера "Орион" заметили на западе дымы. Британский отряд пришёл в соприкосновение с правым флангом неприятеля. Итальянцы заметили врага на семь минут позже. В 15:08 командир крейсера "Нептун" О'Коннор передал в эфир историческое сообщение «Вижу вражеский линейный флот». На Средиземном море это произошло впервые со времен Нельсона.

Итальянское соединение уступало британцам как по количеству, так и по силе линкоров, но существенно превосходило их по крейсерам. К тому же Кампиони, исходя из докладов своей авиации, считал, что часть английских кораблей серьёзно повреждена в ходе авиаударов накануне. Поэтому, как только поступил доклад о контакте с противником, он пошёл на сближение.

Бой начался в полном соответствии с канонами морской тактики с перестрелки крейсеров. Но в 15:26 в район боя подошёл "Warspite" и итальянцы, поставив дымы, начали отход к основным силам. Британский линкор успел сделать десять бортовых залпов, но в 15:36 дымы окончательно скрыли отходивших итальянцев и бой временно прервался.

Итальянский крейсер под огнём в бою у Калабрии
Итальянский крейсер под огнём в бою у Калабрии

В 15:48 англичане подняли в воздух самолёты-корректировщики, которые уже через две минуты (в 15:50) обнаружили идущие на сближение главные силы Кампиони.

Противники шли в северном направлении сходящимися курсами. Итальянские тяжёлые крейсеры держались позади линкоров и в бой не ввязывались. в 15:53 с дистанции в 140 кабельтовых "Джулио Чезаре" и "Конти ди Кавур" открыли огонь по "Warspite". Началась вторая фаза боя - сражение линейных сил.

Джулио Чезаре ведёт огонь по английским линкорам
Джулио Чезаре ведёт огонь по английским линкорам

И это сражение линейных сил и стало самым коротким в истории. Уже в 16:00 один из снарядов "Warspite" попал в середину корпуса "Джулио Чезаре". При этом не были поражены никакие жизненно важные механизмы или узлы корабля. Была повреждена часть зенитных орудий правого борта и и разрушена надстройка. было убито, ранено или обожжено 115 человек. Начался пожар на верхней палубе. Но дым от пожара засосало в вентиляторы и он стал поступать в котельное отделение, из-за чего отказали четыре котла и скорость хода линкора упала с 26 до 19 узлов.

Повреждения итальянского линкора Giulio Cesare после попадания 381-мм снаряда с HMS Warspite
Повреждения итальянского линкора Giulio Cesare после попадания 381-мм снаряда с HMS Warspite

Реакцией итальянского адмирала на попадание в свой флагман стал приказ к немедленному отходу. Самый скоротечный бой линейных сил в истории, длившийся всего семь минут, закончился.

Итоги боя

В целом итог боя можно определить как ничью. Оба соединения выполнили задачу, которая была поставлена перед ними при выходе из баз. Оба конвоя благополучно дошли до пункта назначения. Ни один корабль не был потоплен. Но англичанам удалось в этом бою одержать тактическую и моральную победу, тк. они владели инициативой и оставили за собой поле боя.

Кроме того это сражение стало ещё одним гвоздём в крышку гроба линкоров, поскольку попадание всего одного снаряда, которое не нанесло кораблю сколько-нибудь серьёзных повреждений, привело к выходу его из боя и отступлению.

Подписывайтесь на канал. Будет ещё много интересного.

По материалам открытых источников.

© Дмитрий Попов