Болезненный вопрос для абсолютного большинства исполнителей. Правки. Их все обожают. Они нужны в пятницу вечером и до 18 часов. Они нужны после сдачи проекта. Они нужны в процессе разработки проекта. Они будут всегда пока будет заказчик. Как упростить внесение правок в проект? Вероятно, нужно использовать современные средства автоматизации и методы.
Немного истории и справки
Для того чтобы ответить на вопрос каким образом упростить жизнь проектировщику я предлагаю для начала понять каким образом построен рабочий процесс и какие инструменты для своей работы инженер использует. На недавнем вебинаре, затронув данную тему я обратился с схеме. На ней отразил инструменты и возможности автоматизировать работу для каждого инструмента, расположил их по ходу стрелки течения времени.
Начнем мы конечно же с кульмана. Здесь все предельно понятно, никаких средств автоматизации, только мастерство исполнителя. Мне на кульмане работать не доводилось, поэтому если кто-то из читателей применял какие-то ухищрения или лайфкаки ручного черчения можете поделиться с нами в комментариях.
Далее AutoCAD, появился он достаточно давно, первый релиз от 1984 года, затем начиная с 2000-го по наши дни практически каждый год выходит его новая версия. Безусловно продукт совершенствуется но в целом если посмотреть на средства автоматизации, то в помощь проектировщику предоставлены динамические блоки и шаблоны, то есть вы можете для своей марки проекта сделать часто используемые блоки элементов, быстро выбирать то , что вам нужно, сохранить настроенный проект как шаблон и начать новый, уже так скажем не тратя время на повторение ежедневных операций. Так же вы можете использовать какие-то LISPы, надстройки, плагины, стороннее ПО, которое получит доступ к управлению Автокадом и поможет вам автоматизировать работу. Например LISP по подсчету длинны полилинии, сумме площадей штриховок и так далее. Хотя, казалось бы, эти несложные задачи можно было бы предусмотреть при разработке продукта.
И вот мы подходим к Revit-у. На самом деле Revit был уже давно. Идея создания этой программы и вовсе принадлежит нашему соотечественнику Леониду Райзу, хотя работал он в основном за границей. В 1988 году он и Ирвин Юнграйс отделились от PTC — Parametric Technology Corporation — и основали в Кембридже, штат Массачусетс, собственную компанию Charles River Software. Чтобы написать программу, которая могла бы работать с более сложными и комплексными проектами, нежели ArchiCAD, они наняли единственного сотрудника — действующего архитектора Дэвида Конанта. Он отвечал за дизайн интерфейса и переделывал его 9 раз, но к 2000 году написанная на языке объектно-ориентированного программирования C++ программа Revit была готова. Уже в 2002 Autodesk покупает разработку Revit и так же ежегодно выпускает новые версии. В одно время их даже поставляли в паре с AutoCAD. Если говорить о возможностях автоматизации стандартным функционалом Revit, здесь их в разы больше и далеко не все я отразил на схеме. Так же используются шаблоны, параметрические объекты, но сама природа Revit немного иная. В основе проекта лежат не двумерные чертежи из примитивов а информационная модель. Почему модель называется информационной? Потому что по этой модели можно судить о геометрии, взаимном расположении, материале, количестве, объеме, площади а так же других атрибутов таких как марки, размеры, описания, классы и т.д. Собственно поэтому в процессе создания модели для Revit-а не составляет труда вывести для вас эту информацию, а вы в свою очередь можете с ней работать. То же самое можно сказать о создании чертежей, если есть модель, есть секущая плоскость и направление взгляда – то почему бы не получить проекцию или сечения этой модели в желаемом вами месте?
Принцип взаимодействия видов и модели в ролике серии "КакПонятьRevit"
Здесь на временной шкале я так же отразил различные инструменты и методы автоматизации применяемые на сегодняшний день. Это интерфейс визуального программирования Dynamo, модуль генеративного проектирования а так же различные надстройки и скрипты используемые BIM-менеджерами, может даже облачные сервисы, такие как например онлайн галереи визуализации. Для более продвинутой автоматизации так же необходимо иметь информационную модель, она дает на порядок больше возможностей, но это уже «высший пилотаж», об этом поговорим в другой раз.
В чем разность подходов?
Особенно упрямые настаивающие на своем проектировщики говорят следующее: -Да баловство ваш Revit, только красивые картинки. Времени это займет больше обычного, я и линиями быстрее сам начерчу и вообще проект у меня простой.
OK
В большинстве случаев рабочий процесс в команде проектировщиков использующих AutoCAD выглядит примерно так:
Исходники загружают на сервер или получают на съемных носителях, при необходимости дополнительной информации она запрашивается и так же догружается любым из возможных способов, но ключевой момент состоит в том, что инженеры работают практически автономно, забрав к себе свои dwg и pdf, периодически сохраняя проект на рабочем столе в локальной директории на своей машине. Отдельного внимания заслуживает схема именования данного файла. Это может быть что угодно – «Готово», «проект выдача2211», «исправленный проект2211», «исправленный 2211 2», «точно исправлен2211» итд.
Сразу же на память приходит публикация из группы Civil 3D Expert где наглядно на плакатах были отображены трудности обмена информацией в команде.
Далее стоит отметить, что характер правок тоже бывает разный. Есть правки координационные, они появляются при разработке проекта, когда мы увязываем свои решения с проектными решениями наших коллег. А конфликты, пересечения и разрывы могут возникать из-за неактуальности подложки, задания на отверстия, недостаточного количества контекстной информации и т.д. И на мой взгляд если грамотно наладить процесс взаимодействия, использовать стандарт, придерживаться его и публиковать файлы в определенных папках среды общих данных проекта, описать правило обновления файла внешней ссылки и директории, в которой его будет публиковать смежник, если продумать удобную структуру обмена данными, где будет минимум слабых мест, то количество этих правок можно значительно снизить.
Но есть правки от заказчика и они могут возникнуть «сами по себе» по независящим от нас обстоятельствам. Казалось бы проект был скоординирован и проверен но «планировка поменялась». Тогда в любом случае нам придется самостоятельно проанализировать соответствие видов (напр. фасадов, планов и разрезов) исправить их, поправить кол-во элементов в таблицах и, как известно, часто мы можем забыть, отвлечься, запутаться в своих же правках и от этого пострадает качество нашей документации. Я не говорю о том, когда нам приходится вносить правки в проект другого инженера.
При использовании BIM-технологий не менее важна правильная организация СОД, стандарт, где описаны правила моделирования, именования, публикаций файлов и администрирования. При соблюдении этих канонов работать будет комфортно, а также увеличится скорость обмена данными, возрастет качество координации а как следствие документации. Станет возможным дорабатывать проекты ваших коллег, ведь у вас есть стандарт и структура проекта однозначно понятна всем участникам процесса. Кроме того, благодаря наличию в проекте объемной модели можно запустить автоматические проверки на пересечения, необходимый зазор, как при разработке отдельного раздела, так и сборке сводной модели здания/объекта. Инструменты совместной работы позволяют гибко разделять зону ответственности каждого исполнителя и разрабатывать один раздел нескольким инженерам одновременно. Результирующий файл модели в свою очередь вы можете предоставить своим коллегам. При необходимости внести правки от заказчика проблем так же будет значительно меньше, ведь мы работаем в единой модели – она же база данных. Мы можем вносить изменения на любом виде, листе документации, 3D-виде и программа обязательно приведет все связанные с изменяемым элементом виды и таблицы в соответствие. Само название Revit, на минуточку, образовано из словосочетания revise it, что переводится как «пересмотреть это», «исправить это». Так что потратив пускай даже значительное время на первоначальную проработку модели и занесении информации, вы определенно выиграете при внесении правок. К тому же функционал Revit позволяет создавать несколько вариантов проектных решений в одном проекте. Вы можете сравнить их экономически и технически а затем согласовать с заказчиком на ранней стадии.
Как организовать взаимодействие на расстоянии?
Описанные выше варианты неплохи, но в условиях, когда мы вынуждены временно или постоянно работать вне офиса, нам бы так же хотелось не сбавлять темп проектирования. Как можно оставаться на связи со всеми сотрудниками, оперативно проводить совещания, планерки, администрировать проект и оповещать исполнителей о необходимости внести изменения. Задолго до пандемии многие передовые проектные институты использовали облачный сервис BIM360. Он позволяет использовать облачное хранилище для размещения проектных данных. Так же обладает массой полезных инструментов таких как сравнение версий файла, откат к предыдущей утвержденной версии, настройка процесса утверждения конкретных деталей от проектировщика до заказчика и многих других. Модель просматривается в браузере, так же просматриваются опубликованные листы документации. Каждый участник проекта имеет свою роль и полномочия, которые дают/или не дают ему право на участие в процессах согласования, просмотра директорий с файлами. К примеру, нет необходимости открывать доступ к рабочей папке ://Архитектура/В_Работе для конструкторов если им необходимы только утвержденные модели директории ://Опубликовано/Архитектура
Публикация моделей в облако происходит через Revit, но так же можно принудительно загружать файлы DWG,PDF,IFC и еще некоторые форматы, сравнивать их и администрировать.
Можно получить доступ ко всем функциям сервиса через мобильное приложение для iOS и Android
По модели можно совершить виртуальную прогулку. При помощи инструмента линейка произвести измерения в интересующих вас местах.
В любом случае организация процессов и автоматизация проектирования обусловлена деятельностью и объемами конкретной проектной организации. Надеюсь из этой статьи вы узнали что-то новое и полезное.
Автор: Никита Иванов, инженер компании БилдСофт