Гигиенические требования к использованию интерактивной доски
В последние годы арсенал технических средств обучения пополнила интерактивная доска, которая относится к числу наиболее современных технических средств.
Более 90% российских пользователей интерактивных досок находится в образовательном секторе. Причиной их востребования является не только технология, способная заменить традиционную школьную доску с тряпкой и мелом, но и широкая возможность её использования на всех ступенях школьного обучения, удобство визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением на электронных носителях.
Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Поверхность доски, на которую проецируется изображение, является чувствительной и позволяет использовать ручку (или даже палец), чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, к ней подключённого.
Согласно существующим требованиям, диагональ доски должна быть не менее 1900 мм, а размер активной поверхности – не менее 1560×1100 мм. Аппаратное разрешение – не ниже 4000×4000 точек. Активная поверхность доски должна быть износостойкой, твёрдой, матовой и антивандальной. Работоспособность доски должна сохраняться даже при частичном повреждении её активной поверхности.
Использование интерактивной доски предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условиях для восприятия подаваемой с её помощью информации.
Размещение интерактивной доски должно обеспечивать благоприятные условия для зрительной работы учащихся. Учитывая наличие в классной комнате и традиционной (меловой) учебной доски, предпочтение следует отдавать не стационарным, а передвижным интерактивным доскам, которые можно разместить так, что величина угла рассматривания будет соответствовать гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски необходимо позаботиться о затемнении окон, ближайших к доске. Это позволит исключить засветку доски солнечным светом, а также блики от неё.
Педагог, использующий в своей практике интерактивную доску, должен обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.).
Предъявляемая на доске информация должна быть чёткой, хорошо различимой для всех учащихся независимо от удаления от доски.
Безопасная длительность применения интерактивной доски на уроке в 1-3-х классах составляет не более 20 минут, а начиная с 4-го класса – не более 30 минут.
Для профилактики зрительного утомления у детей работу с интерактивной доской следует чередовать с другими видами учебной деятельности и физкультминутками.
Если доска не используется, следует её выключить, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения учащихся.
Однако наблюдения на школьных уроках с использованием интерактивной доски показали, что педагоги нередко пренебрегают соблюдением даже самых очевидных на уровне здравого смысла требований, например: жёлтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, малый размер используемого шрифта, одновременное применение большого количества различных цветов и др.
Таким образом, каждым благом нужно уметь пользоваться. Это требование в полной мере относится к компьютерным средствам обучения и досуга. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе. Поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но и правилам безопасного обращения с компьютерной техникой (приложение 1).
Компьютеризация школы – основа модернизации всего обучения, но этот процесс продолжительный, постепенный, требующий не только психолого-педагогического, но и гигиенического обеспечения. От него, в конечном итоге, во многом зависит решение проблемы организации безопасного для здоровья детей и подростков общения с компьютерной техникой.
Гигиенические требования к безопасному использованию компьютерных средств обучения (КСО)
1. Оптимальные условия чтения информации с экрана дисплеев обеспечивается при использовании 2-х цветов различной длины волн при уровне яркости экрана в пределах 35-120 кд /м² и суммарной (отрицательной и положительной) неравномерности распределения яркости по экрану не более 40%.
2. Оптимальными являются следующие сочетания цветов: синие знаки на жёлтом фоне, жёлтые знаки на синем фоне, красные знаки на зелёном фоне.
3. Преимущество при передаче текстовой информации следует отдавать негативному изображению: светлые рубленые знаки полужирного начертания на тёмном фоне. Но лучше всего для зрительного восприятия изображение белых знаков на синем фоне.
4. Для передачи текстовой информации на экране дисплея с электронно-лучевой трубкой не следует использовать белый, чёрный и красный фон, а также чёрный и красный фон на экранах жидкокристаллических дисплеев.
5. Объёмы текстовой информации в рамках одной электронной страницы не должны превышать 50 знаков при рубленых шрифтах размером 14 пунктов в КСО для начальной школы; 150 знаков при использовании шрифтов размером 12 пунктов и 200 знаков при использовании рубленых шрифтов для средней старшей школы.
6. Для передачи текстовой информации в КСО не допускаются использование шрифтов узкого начертания, использование в рамках одной электронной страницы более 4 цветов различной длины волн (без учёта иллюстраций), использование более 4 вариантов шрифтового оформления в рамках одного электронного учебника, использование бегущей строки, как по вертикали, так и по горизонтали экрана.