Россия – православная страна. Россия – христианская страна.
Эти утверждения далеко не синонимы. С первым еще можно где-то, как-то и с оговорками согласиться, а вот со вторым – увы! – без всяких оговорок ответ: нет.
И не только потому, что в России кроме христианства есть еще ислам и другие религии. Причина в том, что большинство людей, относящих себя к православному вероисповеданию, христианами не являются. Такова не очень приятная для верующего человека, но объективная истина.
Но мимикрировать под православных христиан мы научились хорошо. У нас и храмов становится все больше, и на освящение куличей и пасок длинные очереди, и за крещенской водичкой многие придем и даже искупаемся в крещенской купели – почему бы не испытать такую экзотику?
Только все это – увы! - не делает нас христианами, как человек, зашедший в гараж и даже пропахший выхлопами бензина, машиной не становится, а остается человеком. Так и мы – с куличами и пасхами, с крещенской водичкой и купаниями, домашними иконами и даже редкими заходами в храмы – все равно остается язычниками, только для вида и общей моды покрытые православной атрибутикой как новогодней мишурой.
Православная мимикрия обеспечивается тем, что духовные закономерности не лежат на поверхности, а лежат в глубинах человеческих душ, заглянуть в которые нам не под силу. Мы можем о них только догадываться, но это не значит, что они не могут быть выражены так четко, как, скажем, математические законы.
Чем хороши математические формулы – они четко выражают количественные закономерности. Если с этим сделать то-то, то обязательно выйдет это. Если два умножить на два, то получится четыре, а если три возвести в квадрат, то будет девять. Без каких-либо вариантов.
Однако и в духовной жизни можно вывести формулу, по которой можно четко отличить христианина от нехристианина, несмотря ни на какую православную (или еще какую-либо конфессиональную) мимикрию.
Эту формулу можно сформулировать так:
Господь Иисус Христос, Ты умер ради меня, а я ради тебя буду жить.
В этой формуле три части, и каждая важна, и каждая должна действовать в совокупности с другими.
В первой части мы признаем Христа Богом, причем не абстрактным Богом, сидящим где-то на облаке и в нашу жизнь не вмешивающимся, а нашим личным Богом, нашим личным Богом-Спасителем, способным совершить дело нашего личного спасения.
Во второй части мы признаем, что Христос не просто спас абстрактное человечество, а спас и лично меня самого, что одна капля Его драгоценной Крови смыла и мои личные грехи. То есть Он висел на кресте, страдал и умер – в том числе и за меня. И мои грехи тоже были источником Его мучений.
И наконец, третья часть формулы говорит о нашей реакции на спасение, совершенное Христом ради нас. Ты просто не можешь быть христианином, если не откликаешься на свое собственное спасение. Собственно, это означает, что и спасения как такового нет. Ибо оно и дается по вере в Христову гибель за тебя.
А откликом является не просто разовое чувство благодарности, как если бы мы были благодарны кому-то, вытащившему нас из воды. Ответом будет полная отдача своей жизни в руки Того, Кто тебя спас.
По-другому быть не может. По-другому эта формула не действует. Нельзя, как это иногда говорится – «верить без фанатизма» и ограничиться крещением детей, набором крещенской водички, куличами с пасочками и свечками в редкие заходы в храмы.
Как у Достоевского в «Братьях Карамазовых» определился Алеша Карамазов: «Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за мной» ходить лишь к обедне».
Эта формула не означает, что каждый должен тут же раздать все свое имущество и идти в монастырь. Вовсе нет. Ты должен всего себя отдать Христу, а Он уже определится, что сделать с тобой и твоим имуществом. И в большинстве случаев внешне ничего не изменится: та же работа, та же семья, те же дела и заботы, но все они уже не ради себя, а ради Христа.
Еще раз подчеркну, если кто-то так не живет, при этом считая себя христианином, то он или она обманывают самих себя. Христос не может занимать в человеческой душе место между любимой подругой и любимой собачкой. В той душе, где Он не на первом месте – Он уходит оттуда, и там Его уже нет.
Просто потому, что Он Бог, и Он должен занимать место, предназначенное Богу, то есть первое, и полностью обладать человеком, который считает себя христианином. И это тоже не какая-то исключительная претензия, просто Он не может спасти человека, который не отдается ему полностью. Для этого надо было бы совершить над ним насилие. А Христос не деспот и не тиран и действует только любовью.
Поэтому, если Он не на первом месте, значит Его не любят всей душой, если Он не обладает человеком полностью, то Он не может и спасти его.
И в формуле получается все адекватно: Бог умирает для тебя, чтобы ты для Него начал жить. Христос идет на смерть, а ты отдаешь Ему свою жизнь. Точная и безальтернативная духовная «математика».
Но наши соотечественники в большинстве своем не любят «точных» духовных формул. Они обнажают их языческую сущность.
Увы - им больше по сердце православная мимикрия.