Найти в Дзене
Александра Гермаш

Гонка «Дакар» - все ли знают, что это такое? Продолжение (Часть 2)

Начало и продолжение можно увидеть перейдя на канал. К спортивным автомобилям всех без исключения категорий предъявляются единые требования их оснащения, что является частью правил. Если заглянуть внутрь кабины любого гоночного автомобиля, то может показаться, что там сплошь приборы и разного рода многочисленные непонятности. На самом деле здесь нет абсолютно ничего лишнего. Каждый элемент на своём месте, он закономерен и необходим. Спортивная машина снаряжается очень основательно. Если подробно рассказать, что она собой представляет в снаряжённом виде, то выйдет довольно значительный перечень. Попробую немного рассказать об этом: Во-первых, это топливный бак с запасом хода минимум на 800 километров пути. Бак в спортивном болиде, это не простая бочка с горлышком, это умное инженерное устройство, внутри которого, если образно сказать, находится металлическая губка. Она не позволяет большой массе топлива болтаться, как попало от стенки к стенке. Если бы этого устройства не было,
Дакаровский символ - Бедуин
Дакаровский символ - Бедуин

Начало и продолжение можно увидеть перейдя на канал.

К спортивным автомобилям всех без исключения категорий предъявляются единые требования их оснащения, что является частью правил.

Обычный вид спортивного автомобиля
Обычный вид спортивного автомобиля

Если заглянуть внутрь кабины любого гоночного автомобиля, то может показаться, что там сплошь приборы и разного рода многочисленные непонятности. На самом деле здесь нет абсолютно ничего лишнего. Каждый элемент на своём месте, он закономерен и необходим. Спортивная машина снаряжается очень основательно.

Место штурмана
Место штурмана

Если подробно рассказать, что она собой представляет в снаряжённом виде, то выйдет довольно значительный перечень. Попробую немного рассказать об этом:

Во-первых, это топливный бак с запасом хода минимум на 800 километров пути. Бак в спортивном болиде, это не простая бочка с горлышком, это умное инженерное устройство, внутри которого, если образно сказать, находится металлическая губка. Она не позволяет большой массе топлива болтаться, как попало от стенки к стенке. Если бы этого устройства не было, машины опрокидывались на поворотах из-за реактивного поведения большой массы жидкости.

Каждая спортивная машина оснащена системой автоматического пожаротушения.

Кнопка системы пожаротушения внутри автомобиля
Кнопка системы пожаротушения внутри автомобиля

Запустить систему можно вручную.

Это возможно, как изнутри, так и снаружи автомобиля. Мало ли что может произойти с экипажем в горящей машине, поэтому должна быть возможность пришедшему на помощь постороннему привести в действие систему пожаротушения снаружи. Для этого имеется специальная красная кнопка, обозначенная доступным для понимания любого человека образом. Любой может помочь терпящему бедствие экипажу. Если кнопка нажата, то в считанные секунды внутренние объёмы автомобиля наполняются противопожарной пеной. Экипаж следует обязательно эвакуировать.

Кнопка включения системы пожаротушения снаружи
Кнопка включения системы пожаротушения снаружи

Кстати, технический регламент не требовал раньше предохранять эту кнопку от случайного нажатия. Иногда подобное приводило к весьма забавным эпизодам прямо во время движения. Когда какой-либо случайной веткой, кнопка приводилась в действие. Ох, я вам доложу, положение не из весёлых.

Спортивные сиденья, подбираются каждому пилоту и штурману индивидуально, учитывая особенности анатомического сложения.

Кресла подбирают индивидуально
Кресла подбирают индивидуально

Здесь важно иметь правильный угол положения спины и фиксированную, глубокую боковую поддержку.

Спортивные кресла
Спортивные кресла

Сидения оснащены ремнями безопасности с креплением минимум в шести точках.

Спортсмен во время движения прочно прижат ремнями к спинке и сиденью.

Блокируются все ремни одной единственной застёжкой.

В случае аварии, освободиться можно моментально одним нажатием.

Ремни безопасности
Ремни безопасности

Однако правилами предписывается обязательно иметь под рукой острый нож стропорез, для того, чтобы при необходимости, разрезать ремни, если механизм застёжки не сработал.

В соревновательной практике, на этапах Чемпионата России, на Кубковых гонках к такой мере приходилось прибегать неоднократно. Стропорез, между прочим, спас в 2005-м году жизнь Константину Мещерякову, когда он остался без сознания в упавшей с моста в воду, перевёрнутой на крышу машине. И только находчивость, мужество и превосходное знание материальной части своего автомобиля Костей Жильцовым, позволило последнему спасти жизнь товарища. Он нырнул, сориентировался под водой где находится нож, достал его, и разрезал ремни.

Замечу, что за движение в спортивном режиме с не пристёгнутыми ремнями безопасности и с расстёгнутым шлемом, следуют самые жестокие взыскания, вплоть до немедленного снятия с соревнований.

Каждый спортивный автомобиль должен быть оснащён мощным звуковым сигналом. Однако, простого звукового сигнала обычно недостаточно, чтобы дать о себе знать экипажу, который настигнут преследователем в ходе гонки.

Обгон должен быть безопасным и тот, кого нагнали, обязан уступить дорогу, как лыжник лыжню. На практике дело обстоит иначе. Часто пилоты подолгу пинаются, прежде, чем разобраться на дороге, кто поедет первым.

Для того, чтобы избежать споров, и гарантированно извещать каждый экипаж о приближении преследователя, в машинах устанавливают системы СЭНТИНЕЛЬ. Попросту говоря, это электронный прибор - пищалка, которая срабатывает, если сзади кто-то догоняет.

Одометр. Его могут называть по-разному. Я привык именовать этот прибор по-старому – «Терратрип». Ни от времени, ни от названия, суть не меняется это устройство, которое считает и показывает штурману экипажа пройденный путь. Легенда, по которой ориентируются штурманы, разбита на эпизоды. От нулевой точки старта, в легенде ведётся километраж пройденного пути до каждого очередного эпизода, вплоть до финиша. Счисление в роуд-буке дано двумя числами:

Терратрип
Терратрип

Одно число означает расстояние от старта до очередной путевой точки ориентирования.

Второе число - расстояние от предыдущей до следующей путевой точки.

Точкой на пути (привязкой) может быть что угодно, например развилка на дороге.

Штурман, прокладывающий пилоту путь, нажав педаль терратрипа на такой развилке (или иной точке привязки), точно знает, через какой отрезок пути встретится следующая развилка, или что-то иное, что указано в эпизоде (кадре) легенды.

Фрагмент роуд бука
Фрагмент роуд бука

Так, последовательно одну за одной отмечая точки легенды, он диктует дорогу пилоту от одного эпизода до другого. Я достаточно подробно опишу этот процесс в своём следующем обзоре.

Машины оснащаются навигационными системами GPS.

Это электронный навигационный прибор, пользование которым последние годы частично ограничено. В большей мере он служит не для помощи в навигации, а для последующего судейского контроля чистоты прохождения точек, траектории и обязательных для прохождения створов маршрута, проезд вне которых штрафуется. Отклонения экипажа от предписанного пути фиксируются и караются.

Мотоциклисты отыскивают путь по таким фрагментам
Мотоциклисты отыскивают путь по таким фрагментам

На пути гонки предусмотрены специальные точки контроля прохождения, по которым экипаж обязан проехать (собрать точки). В одних случаях JPS даёт штурману стрелочный ориентир на эти точки, в других случаях, только скрытым электронным образом фиксирует их прохождение «молча». Зная об «электронном оке», которое весь маршрут присутствует в машине и контролирует тебя, не слишком забалуешь со всевозможными срезками на пути движения. Надо ехать по трассе, как по тоннелю метро, не отклоняясь. Видишь перед собой слева облако пыли вдали, понимаешь, что это твой соперник там несётся в 2-х, 3-х километрах. Хочется метнуться ему наперерез, сокращая путь, но нет, нельзя. Надо точно выполнить предписанные правила.

Иритрак.

Это прибор дистанционного слежения за перемещением машины. Своего рода маяк, сигналящий о том, где в данный момент находится спортивный автомобиль. Так, например, выезд за пределы бивуака разрешён только для определённых целей и на определённое расстояние. Если это условие нарушено, Иритрак просигналит о нарушении.

Иритрак очень полезная штучка не только для контрольных функций. Благодаря этому устройству, мы можем в режиме реального времени на своих компьютерах наблюдать за передвижением экипажей по трассе. Не каждый болельщик может позволить себе поездку на гонки серии ДАКАР, но при этом, не выходя из дома, можно иметь полное представление о том, как там обстоят дела. Точки соответствуют номерам автомобилей, и можно смотреть кто, где, какая скорость смещения, как проходятся контрольные пункты.

Мне приходилось делать отчёты о соревнованиях именно таким образом по иритраку это очень наглядно и удобно.

Каркас безопасности.

Каждая машина имеет каркас безопасности. Это объёмно-пространственная металлическая конструкция, интегрированная в корпус автомобиля для создания механически жёсткой зоны (капсулы) безопасности экипажу при деформациях кузова.

Каркас безопасности
Каркас безопасности

Требования к каркасу самые жёсткие. Любое нарушение технического регламента в этой части, влечёт за собой отказ в старте. Если каркас безопасности деформирован, то к дальнейшему участию в соревновании экипаж не допускается.

Автомобили на старте каждого этапа должны быть снаряжены запасом питьевой воды для пилота и штурмана. Такое условие появилось в регламентах соревнований гонок серии Дакар не просто так. Оно, в первую очередь, призвано обеспечить безопасность людей в условиях непредвиденных ситуаций. Пустыни не прощают легкомыслия. Обезвоживание организма это страшная опасность. История Дакара знает примеры поиска заблудившихся экипажей по нескольку дней. Мы знаем, что экипаж нашего КАМАЗа однажды намертво встал в пустыне посередине минного поля. Только на третий день подоспела помощь. Самой большой опасностью было, как раз, остаться без запасов пресной воды. Можно относительно долго продержаться без пищи. Но выдержать жару в пустыне без воды, человеку практически невозможно. В пустыне на тренировке в очень короткое время, оставшись без воды, погиб автогонщик Вадим Нестерчук. Поэтому наличие запаса питьевой воды это обязательное требование регламента.

Помимо воды предписывается в обязательном порядке иметь в спортивных машинах: ножи, карманный фонарик, зажигалку, дымовые факелы, компас, зеркало для подачи сигнала бедствия, одеяло, радиомаяк.

Одним словом, всё здесь не просто так, и всё очень серьёзно.

Конец части. Продолжение следует.

Начало и продолжение можно увидеть перейдя на канал.

Подписывайтесь, пожалуйста, на канал – там и в самом деле есть кое-что интересное, и если Вас не затруднит, ставьте, пожалуйста, лайки. Это не стоит никаких усилий, но принесёт большую пользу автору, потратившему время и употребившему усилия, чтобы немного отвлечь вас от повседневной рутины. Спасибо, что дочитали до конца.

ХВГ. 03.07.2020.