Идеей для этой заметки послужил разговор с тещей на днях. У нее есть сын (младший брат моей жены), который закончил школу, ему 17 лет. Родители начали ломать голову, куда его пристроить, какую профессию выбрать. Ему нравится «что-то творческое», больше пока ничего не ясно.
Меня попросили дать совет, потому что я работаю в IT-компании и разбираюсь в современных тенденциях. Я постарался объяснить, что ребенку важно знать, если он интересуется творческими профессиями — и это объяснение важно для развития любой карьеры или бизнеса.
Важный механизм №1: большие данные
Cоцсети, мобильные телефоны и приложения, носимые устройства (фитнес-трекеры и другие) дают огромное количество данных как об отдельно взятом человеке, так и о больших группах людей.
На основании статистики видно — что людям нравится, а что не нравится. Что они готовы покупать, а что не готовы. На какую рекламу стоит тратить деньги, а на какую не стоит.
Бизнес тоже начал опираться на статистику за последние годы, потому что грамотные предприниматели очень любят цифры. Например, раньше сталеварщики на заводах засыпали нужные химикаты в котел «на глаз». Но при этом даже опытный человек мог ошибиться — пересыпать или недосыпать.
В промышленных масштабах эти «пересыпки» и «недосыпки» влетали в копеечку (по ссылке — статья о том, как Яндекс помогал решать эту проблему металлургическому заводу).
Тогда на заводах поставили измерительные приборы и записали все пробы — при каком количестве химикатов получается хорошая сталь, а при каком нет. Я немного упрощенно описываю, но суть в этом.
Почему было сложно работать с большими данными раньше? Интернет был медленнее, разные цифровые устройства и датчики были мало распространены. Еще не были разработаны разные сервисы, которые позволяли сводить эти данные. Но сейчас это все есть и быстро развивается.
Почему это важно и при выборе профессии, и для бизнеса? Потому что даже если вы очень умный и талантливый человек — нужно привыкнуть к тому, что ваша картина мира все же ограничена. И нужно дружить с аналитикой и статистикой, с Excel-табличками. Даже в творчестве сейчас без этого никуда, не говоря о проверке бизнес-идей.
Важный механизм №2: MVP
Раньше мир был не таким хаотичным. Можно было полгода делать какой-то новый продукт или услугу — например, новую модель пылесоса.
Потом выпустить ее, обнаружить, что клиентам не очень понравилось, и сказать «ну, блин, бывает, запишем в финансовые потери». И потом полгода делать еще что-то.
Но сейчас, опять же, из-за распространения интернета и новых технологий мир ускорился. Если вы полгода будете что-то делать, конкуренты за то время выпустят десяток продуктов, акций и спецпредложений.
Поэтому появился формат MVP — в переводе «минимально жизнеспособный вариант».
Это означает, что если нужно проверить какую-то бизнес-идею — мы делаем ее на коленке, максимально дешево, с помощью скотча и напильника, главное чтобы хоть как-то работало. И проверяем, будут ли люди покупать. Если будут — тогда можно эту идею «причесывать» и масштабировать.
Очень важно понимать, что в современном мире человек, который делает «просто нормально и вовремя» больше ценится, чем человек, который делает «очень круто, но на 2 месяца позже».
Заключение
Буду искренне рад, если вам понравился пост, я старался. Есть вопрос? Напишите комментарий, обязательно отвечу.
Кстати, по описанным выше двум причинам в современном мире и стала популярна контекстная реклама в Google и Яндекс. Ее можно быстро запустить, начать с небольшого бюджета, проверить разные бизнес-идеи и варианты объявлений, сразу увидеть эффективность в цифрах.
Мы 14 лет этим успешно занимаемся и накопили огромный опыт. Если вам нужна с этим помощь — давайте пообщаемся.