Найти тему

Легендарный танк Великой Отечественный Войны - Т-34.

Сегодня я вам расскажу о технике, благодаря которой наши деды и прадеды смогли одержать тяжелую, но великую победу на нацисткой Германией. Правильно, речь пойдет, как описано в заголовке о танке победы Т-34/85. Как он разрабатывался, какие подводные камни пришлось преодолеть и что потребовалось сделать Михаилу Ильичу Кошкину, чтобы запустить танк в серию?

Михаил Кошкин преодолел тяжелый путь конструктора до того момента, когда его творение было признано лучшим танком Великой Отечественной Войны, правда он данное признание не застал при жизни.

Михаил Ильич Кошкин
Михаил Ильич Кошкин

С самого раннего детства великий конструктор мечтал создать машину, не уступающую "забугорным" конструкторам. В 1939 году, Советскому Союзу потребовалась новая боевая единица на смену устаревшим БТ-5 И БТ-7. Данная потребность как раз дала шанс Кошкину в представление своего изобретения.

БТ-7 в музее
БТ-7 в музее

Разработка началась в 1939 году и первые опытные образцы назывались А-20 И А-32.

По результатам испытаний А-20 показал несколько лучшую подвижность при движении на колёсах, но уступил А-32 в проходимости, кроме того, возможности ходовой части А-20 не позволяли усилить бронезащиту и вооружение, тогда как на А-32 к началу совместных испытаний установили 76-мм пушку Л-10, а толщина брони была больше на 5—10 мм и было возможно её дальнейшее увеличение.

В конце сентября 1939 года после показа А-20 и А-32 (водитель-испытатель Н.Ф. Носиков) на полигоне в Кубинке руководству НКО и членам правительства было принято решение об увеличении толщины брони А-32 до 45 мм, после чего начались ходовые испытания танка А-32, догруженного балластом (при этом на танке была установлена башня от А-20 с 45-мм пушкой).

А-32, предшественник Т-34
А-32, предшественник Т-34

Январь 1940 года. Постановлением Комитета обороны от января 1940 г. № 85 задано изготовить два гусеничных танка на базе А-32 с учётом утолщённой до 45 мм брони и установки 76-мм пушки Л-11. Предписано: «Танк А-32 с этой толщиной брони именовать Т-34».

Февраль-март 1940 года. Два опытных Т-34 проходили испытания под Харьковом. Они полностью подтвердили высокие технические и боевые качества. Боевой вес 26,6, т.; Дизель В-2 мощностью 500 л. с.; Максимальная скорость — 54 км/час; Броневая защита — толщиной 45 мм (35 — 15- 10). Удельная мощность 19,5 л. с. на тонну веса.

В ночь с 5 на 6 марта 1940 года танк № 1 и танк № 2 без вооружения, закамуфлированные до неузнаваемости, а также два тяжёлых гусеничных артиллерийских тягача «Ворошиловец» в обстановке строжайшей секретности направились своим ходом из Харькова в Москву (750 км) вне дорог общего пользования. В связи с поломкой танка № 2 под Белгородом (обрыв главного фрикциона) колонна разделилась. Танк № 1 прибыл 12 марта на машиностроительный завод № 37 в тогда подмосковном Черкизове (у Преображенской заставы, ныне это НИИДАР), где его вместе с позднее прибывшим танком № 2 подремонтировали (заменили вышедшие из строя узлы). В ночь на 17 марта оба танка прибыли на Ивановскую площадь Кремля для демонстрации руководителям партии и правительства.

17 марта 1940 года в Кремле, на Ивановской площади, танки Т-34, а также танки других заводов были продемонстрированы членам правительства. Заводские механики-водители — Н. Носик и В. Дюкалов по просьбе И. В. Сталина проехали по площади. Осмотрев танки, И. В. Сталин одобрил машины, назвав танк Т-34 «первой ласточкой». После осмотра в Кремле танки Т-34 были испытаны на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке. На подмосковном полигоне танки подверглись обстрелу прямой наводкой фугасными и бронебойными снарядами, по результатам обстрела было решено внести изменения в конфигурацию башни. Предсерийные танки Т-34 успешно прошли испытание на Карельском перешейке, на оставшихся после войны противотанковых препятствиях линии Маннергейма.

Испытания Т-34
Испытания Т-34

31 марта 1940 года был подписан протокол Государственного Комитета Обороны о серийном производстве танка Т-34 на заводе № 183. Общий план выпуска на 1940 год устанавливался в 200 машин, с 1942 СТЗ и ХПЗ должны были полностью перейти на выпуск Т-34 с планом 2000 танков в год.

31 марта 1940 года Войсковая комиссия полковника В. М. Черняева, в протоколе от 31 марта 1940 г. записала: «Пробег был совершён отлично. Танки Т-34 соответствуют тактико-техническим требованиям (ТТТ) и превосходят другие танки». Главное решение: «Танк Т-34, изготовленный в полном соответствии с Постановлением Комитета обороны при СНК СССР от 19.12.1939 г., прошедший гос.испытания и пробег Харьков-Москва без каких-либо поломок и значительных дефектов, рекомендовать для немедленной постановки на производство заводов № 183 и СТЗ. Поручить госкомиссии по испытанию танка в пятидневный срок утвердить чертежи танка Т-34 для производства в 1940 году. Подписали: И. А. Лихачёв, А. А. Горегляд, К. Е. Ворошилов».

В апреле 1940 года, возвращаясь своим ходом в Харьков, под Орлом, один танк опрокинулся в воду. Помогая вытаскивать его, М. И. Кошкин, уже простуженный, сильно промок и по возвращении попал в больницу, где и умер.

Дальнейшая судьба танка Т-34 уже развивалась без его главного конструктора.

В годы войны были разработаны различные модификации данного танка, такие как: Т-34/57; Т-34/76; Т-34/85 и т.д. Благодаря непрогибаемому характеру Михаила Кошкина и его целеустремленности, наши войска получили великую технику победы, которая превосходила все возможные немецкие и союзные танки по многим параметрам.

Т-34/76
Т-34/76