Ушел из жизни один из главных современных композиторов, автор музыки более чем к 500 фильмам.
Музыка без музы
Первую мелодию Морриконе сочинил в шесть лет. Одаренного юношу легко приняли в престижную римскую государственную Консерваторию Санта-Чечилия. В начале карьеры он играл в ночных клубах с джазовыми группами, после работал в оркестре театра в Риме и писал музыку к спектаклям. Морриконе даже успел поработать на радио, где создавал аранжировки. За всю творческую биографию композитор написал музыку к 500 фильмам, а также почти 100 самостоятельных произведений.
Талант и работоспособность принесли ему любовь зрителей и признание профессионального сообщества: Морриконе – девятикратный лауреат премии "Давид ди Донателло" за лучшую музыку к фильмам, трехкратный лауреат "Золотого глобуса" и дважды обладатель "Оскара". У него 27 золотых и семь платиновых дисков, а его саундтрек к фильму "Хороший, плохой, злой" (1966) включен в Зал славы Грэмми.
Морриконе признавался, что никогда не ждал музу, а просто работал. Получая заказ, он встречался с режиссером, обговаривал идею будущего фильма, а потом просто садился и писал музыку. Главным для композитора было создать и донести до зрителей то, чего нельзя рассказать картинкой.
Нелады с Тарантино
Композитор несколько раз отказывался писать музыку к лентам Квентина Тарантино. Морриконе не нравилось, что режиссер, по его мнению, "использует музыку необдуманно", не уделят ей должного внимания и относится как чему-то прикладному, а на создание музыки дает совсем мало времени. В фильмах "Джанго освобожденный" и "Бесславные ублюдки" звучит музыка Морриконе, написанная не для этих картин и намного ранее. Однако музыкант согласился работать с Тарантино над фильмом "Омерзительная восьмерка". И кстати, фильм принес Морриконе первый "Оскар".
Дружба с Леоне
Морриконе писал музыку к фильмам Оливера Стоуна, Фернандо Бертолуччи, Пьера Пазолини, Брайана де Пальма, Романа Полански и другими. Путь в большом кино для Морриконе начался с работы над саундтреком к вестерну "За пригоршню долларов". Фильм 1964 года стал первой работой композитора с режиссером Серджо Леоне. Их творческий тандем был плодотворным и успешным. Вместе они создали фильмы "На несколько долларов больше" (1965), "Хороший, плохой, злой" (1966), "Однажды на Западе" (1968), "Однажды в Америке".
Такая преданность композитора режиссеру была связана с тем, что Леоне считал музыку одной из важнейших составляющих кино, придавал ей огромное значение, музыка была чуть ли не действующим лицом или, по крайней мере, еще одним способом выражения режиссерского замысла.
"Хороший, плохой, злой" (1966)
Классика вестернов. Снятый в в 1966 году, вестерн Серджо Леоне с Клинтом Иствудом, Илаем Уоллаком и Ли Ван Клифом в главных ролях до сих пор популярен. В 2003 году вышла цифровая версия фильма со стилизованной музыкальной темой. Кстати, мелодия была признана самой узнаваемой в истории кино.
"Профессионал" (1981)
Та самая композиция ждала своего часа десять лет. Морриконе написал ее в 1971 году, музыка использовались даже в некоторых сериалах и рекламе. Но стала всемирно популярной послед выхода фильма французского режиссера Жоржа Лотнера.
"Однажды в Америке" (1984)
Гангстерская сага сначала не нашла отклика ни у зрителей, ни у прессы. Однако критики высоко оценили саундтрек и даже прочили Морриконе номинацию на "Оскар". Но из-за досадной технической ошибки возможная номинация сорвалась: имя композитора случайно вырезали из титров, что является недопустимым для номинации.
Роберт Де Ниро, Джеймс Вудс, Элизабет Макговерн и пронзительная музыкальная тема все же завоевали сердца зрителей. Пусть не сразу, но надолго.
"Спрут" (1984)
Музыка к сериалу "Спрут" стала еще одной победой композитора и одним из его нетленных произведений. Саундтрек, под который умирает комиссар Катании, выбил не одну сотню зрительских слез.
"Неприкасаемые" (1987)
Криминальная драма о гангстерах принесла композитору "Грэмми". Конечно, львиная доля успеха по праву принадлежит Аль Пачино, Кевину Костнеру и Шону Коннери.
"Лучшее предложение" (2012)
Драматический триллер Джузеппе Торнаторе с лихо закрученным сюжетом способен удивить даже опытного зрителя. Послевкусие от непредсказуемой развязки лишь усиливает фантастическая музыка Эннио Морриоконе. Композиции "Un Violino", "Volti E Fantasmi", "Cavea" и "La Migliore Offerta" создают волшебный настрой, необходимый, чтобы проникнуться историей любви и обмана в мире дорогих художественных аукционов и антиквариата. А что есть истинное произведение искусства? Может в каждой подделке есть толика подлинности, как говорил главный герой Джефри Раш (Верджил Олдман). Но одно мы можем сказать точно, музыка Морриконе всегда подлинная, подделать ее невозможно.
"72 метра" (2004)
Когда режиссер Владимир Хотиненко задумал снимать "72 метра", он видел в качестве композитора именно Морриконе и даже лично ездил в Рим, чтобы убедить итальянского композитора сотрудничать. Тот был только за. Картина и музыка к ней взяли по "Золотому Орлу".
Владимир Хотиненко отметил, что маэстро внес в кинематограф "неповторимую гармонию".
"Это же Италия, она столько родила замечательных композиторов и режиссеров, а он попал в эпоху. Но это композитор, безусловно, узнаваемый. Я смотрел недавно "Однажды в Америке", вот эту тему из двух нот не перепутаешь ни с какой другой. Узнавание с двух нот музыкальной темы – это показатель качества. Как я в свое время написал ему, что в музыке вашей есть красота и надежда. Именно это нужно моему фильму, в ней есть смысл и растворенная в каждой ноте любовь.
Владимир Хотиненко, режиссер
Помимо композиторской деятельности, Морриконе был успешным дирижером.В последние годы он выступал с Чешским национальным симфоническим оркестром, много гастролировал. Так, в 2016 году начался его тур по миру "60 лет музыки", который посвящался юбилею его творчества. В рамках него он дал два концерта в России: в "Ледовом Дворце" в Санкт-Петербурге и в Государственном Кремлевском дворце в Москве зимой 2018 года.
Пианист Денис Мацуев назвал смерть Энни Морриконе утратой для всей мировой культуры.
"Его мелодизм, его неповторимая интонация, его фраза – это музыка Морриконе. Его музыка – один из самых главных действующих героев всех фильмов, для которых он писал. Безусловно, когда ты вспоминаешь шедевры Бертолуччи или Тарантино, одно из первых, что приходит в голову, это его композиции", – подчеркнул Мацуев.
Композитор ушел на 92-м году жизни. Он скончался с Риме после перелома бедра.