Найти в Дзене
Очаково

Русская свадьба: главные традиции

Оглавление

Сватанье → смотрины → обручение → девичник и молодечник → пир

Свадьба на Руси считалась одним из главных событий в жизни: разводов как таковых не было, а значит, молодые (или их родители) принимали решение о союзе раз и навсегда. Если вы хотите организовать традиционную русскую свадьбу, запаситесь терпением. А что нужно делать, сейчас расскажем

Делаем раз: сватанье

Н. К. Пимоненко, “Сваты”. Художественный музей им. Ф. А. Коваленко
Н. К. Пимоненко, “Сваты”. Художественный музей им. Ф. А. Коваленко

Собираясь сделать предложение, жених не вставал перед любимой на одно колено, не прятал кольцо в пирожном и не топил его в бокале с шампанским. Молодые не участвовали в подготовке процесса обручения: договаривались за них сваты — самые состоятельные родственники и знакомые жениха.

Происходило всё так: сваты приходили в дом родителей невесты и очень обтекаемо и иносказательно представляли молодого человека отцу девушки. «У вас товар — у нас купец» — выражение как раз оттуда: уговоры отца невесты могли продолжаться не один час. По традиции он долго убеждал сватов в том, что все плюсы молодого человека не стоят и половины достоинств его дочери. Но в итоге стороны часто приходили к согласию.

Делаем два: смотрины

Если будущие молодожены жили в разных деревнях, проводили смотрины. Они были двух видов. В первом случае родители невесты ехали к жениху, поскольку после свадьбы жена переезжала в дом мужа, и надо было убедиться, что она будет жить в благополучных условиях. В другом варианте в гости к невесте ехал жених с родителями: часто это была первая возможность будущих свекра и свекрови пообщаться с потенциальной невесткой. Как правило, именно после смотрин принималось окончательное решение о браке и размере приданого. Сегодня эта традиция неактуальна, однако ее можно заменить ужином с женихом, невестой и их близкими.

Делаем три: обручение

М. Шибанов, «Празднество свадебного договора”. Государственная Третьяковская галерея
М. Шибанов, «Празднество свадебного договора”. Государственная Третьяковская галерея

Если стороны договорились, то могли прямо в день смотрин перейти к обручению. Как и сегодня, жених и невеста на Руси обменивались кольцами, но этот ритуал был условностью. Гораздо больший вес имел обряд рукобития — подтверждение согласия на брак глав семейств. Отцы молодых пожимали руки и назначали дату свадьбы. В процессе рукобития нередко обсуждали «клад» — сумму, которую молодая жена получит от родителей супруга в случае, если он не справится с обеспечением новой семьи.

Делаем четыре: подготовка

После обручения и до самой свадьбы для жениха и невесты наступало время перемен. Невеста надевала темную одежду и надвигала на глаза платок, сообщая окружающим об изменении социального статуса. Она не выполняла домашней работы, а за порог выходить могла лишь для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу или проститься с соседями и «белым светом». В отдельных частях страны существовала традиция ежедневного громкого плача невесты на улице: считалось, что чем больше слез она прольет до венчания, тем счастливее сложится ее жизнь с мужем. Единственной важной задачей девушки в это время была подготовка приданого и вышивка свадебного наряда. Этим она и занималась, привлекая к работе незамужних подруг.

Жених в это время гулял с друзьями, прощаясь с «молодечеством». Но и о будущем заботился: готовил место для пира, собирал «свадебный поезд» и каждый вечер приносил суженой и ее подругам сладкие угощения.

Делаем пять: девичник и молодечник

А. И. Корзухин, “Девичник”. Государственный Русский музей
А. И. Корзухин, “Девичник”. Государственный Русский музей

Девичник, он же «плаканье» или «подвенёха», — набор обрядов, которые символизировали прощание невесты с девичеством. Главный ритуал — расставание с «девьей красотой». На него приглашали близких родственников и подруг девушки, а также дружку — главного свидетеля со стороны жениха. Проводили обряд вечером накануне венчания. Невесте в последний раз заплетали косу, вставляя в волосы ленты, нитки, тесьму и даже иглы — всё для того, чтобы расплести прическу было максимально сложно. Затем у дружки просили выкуп за невесту, а после его получения под грустное пение расплетали косу на две и укладывали в женскую прическу. Надевание женского головного убора символизировало готовность невесты к венчанию и браку. Ленты из косы подруги девушки делили между собой — считалось, что они принесут удачу и скорое замужество.

Во время молодечника с холостой жизнью прощался жених. Накануне свадьбы собиралась вся его родня: гости наслаждались угощениями и пели песни. Впрочем, молодецкая часть, в отличие от девичьей, была необязательной.

ВЫКУП ПО СЦЕНАРИЮ И БЕЗ
Покупка невесты — ритуал, который мог случиться внезапно и в любой момент до свадьбы: соседи будущей невесты могли затребовать выкуп даже у сватов, идущих на встречу с отцом девушки. Однако главная «покупка» проходила уже в день венчания в виде театрализованного действия, к которому тщательно готовились. Соседи и родственники невесты чинили препоны жениху на пути к любимой — и требовали выкуп за прохождение каждого этапа «квеста».

Делаем шесть: венчание

Н. П. Богданов-Бельский, “Венчание”. Тюменский областной музей изобразительных искусств
Н. П. Богданов-Бельский, “Венчание”. Тюменский областной музей изобразительных искусств

Приезжал жених за будущей женой в «свадебном поезде» — кортеже из украшенных лентами и цветами лошадей и телег, на котором пара отправлялась в церковь. Люди, встречая «поезд», желали его пассажирам удачи, благополучия и счастья.

Главное событие — венчание — отличалось от региона к региону. В некоторых землях руки жениха и невесты соединяли одним полотенцем, в других — предлагали им испить из одной чаши или съесть один кусок хлеба на двоих. На севере страны молодым давали платок — держась за него, они входили в церковь. А иногда жених и невеста обходили алтарь рука об руку или становились на одно полотенце, платок или пояс. Все ритуалы, несмотря на внешние отличия, символизировали объединение жизней молодых людей и их духовное единение.

Делаем семь — и выдыхаем: пир

К. Е. Маковский, “Боярский свадебный пир”. Музей Хиллвуд, Вашингтон
К. Е. Маковский, “Боярский свадебный пир”. Музей Хиллвуд, Вашингтон

Сразу после венчания все отправлялись в дом жениха на праздничный пир. Так как раньше свадебным цветом одежды считался красный, эту часть обряда часто называли «красным обедом». Гостей на пиру могли посадить не за один стол, а за несколько: делили приглашенных по родственным связям, состоятельности или даже полу. Молодожены сидели на самом почетном месте, под иконами, и впервые — рядом.

Гости поднимали тосты за здоровье молодых, желая им счастья в семейной жизни. А еще на пиру подавали каравай — это одна из важнейших свадебных традиций. О том, как его готовили, украшали и ели, мы писали здесь.

БЛИННЫЙ ДЕНЬ
Так называли второй день свадьбы. На гуляния созывали друзей и родственников и готовили блины. Мы уважаем традиции, но и любим эксперименты. Такие, как рецепт блинов с сытным свекольным соком «МачоГаспачо из Севильи».

Понравилась статья? Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал! Больше интересного — на ochakovo.ru