В наше время любой желающий может стать писателем. Достаточно только иметь много свободного времени и хорошую фантазию. Даже книги, написанные не совсем грамотно, могут быть отредактированы и напечатаны, что открывает двери в мир писательства многим людям. Но, с течением времени, книг стало слишком много и, если раньше было слишком мало публикуемых работ, то сейчас их около 130 миллионов. Впечатляюще, не так ли?
Но из-за такого обилия книг многие истории стали сплошным клише. К примеру, сколько раз писали о сироте, который внезапно обретает или находит в себе какие-нибудь силы, которые помогут ему бороться со злом? Потом этот герой находит верных друзей, которые будут жертвовать своими жизнями вместо него, убивает врагов, становится знаменитым, чересчур быстро влюбляется в незнакомого человека, которого спасает сам или который спасает его, а в конце живёт долго и счастливо.
Но самым популярным клише является введение в историю Мэри Сью или Марти Стью. Эти персонажи всегда самые красивые, умные, удачливые, у них всегда всё получается. Да и в целом они не похожи на реального человека, потому что автор не наделяет их недостатками. Кто-то может сказать, что у героя действительно может не быть плохой стороны. Но ведь, на самом деле, в каждом есть что-то плохое. Будь то плохие мысли, поступки, враньё. Даже мелкая кража одной конфеты в магазине, когда герою было восемь лет.
В этот статье собраны пять пунктов о том, как не надо писать книги.
1. Не используйте слишком много сложных терминов.
Не все читатели любят, когда в книге встречаются слова, используемые крайне редко. Их приходится искать в толковых словарях, в интернете, автор сам может давать определение внизу страницы, поставив возле слова маленькую циферку. Но, даже если объяснение этому слову есть, не стоит употреблять такое слишком часто. Стоит только отвлечься на изучение нового слова, которое иногда даже прочитать с первого раза не удаётся, читатель постепенно забывает, о чём говорится в основном тексте. Приходится перечитывать заново, уже осознавая, о чём говорится в тексте, и терять драгоценное время.
2. Не затягивайте со вступлением, делайте его интересным и захватывающим.
"За окном шёл дождь. Небо было затянуто грозовыми тучами, но в доме никто не спал. Окружающая тишина давила на барабанные перепонки, отчего в голове звенело, будто посуда разбивается на тысячу мелких осколков..."
Обычно после такого начала читатель начинает зевать и понимает, что попросту уснёт, пока прочитает первую страницу. Свой рассказ лучше начинать с чего-то интересного. Это может быть сцена погони, диалог, суть которого раскроется позднее. Это может быть смерть какого-то персонажа или появление героя каким-то интересным образом. Например, прорыв через портал, который вот-вот должен закрыться.
Кроме того, не стоит в начале своей книги давать подробные описания природы и окружающего героев мира. Не нужно описывать всё до мельчайших подробностей. Лучше делать это постепенно, предоставляя читателю возможность узнать всё не сразу, а погружаться в новый мир постепенно.
3. Не стоит полностью описывать героя в начале истории.
"У него были голубые глаза, мягкие светлые волосы, слегка розоватые губы, прямой нос, ямочки на щеках и острые скулы. Ростом он был около 175 сантиметров, подтянутый, с красивой осанкой. На вид ему было около двадцати лет..."
Здесь не хватает только размера ноги героя, его веса, количества зубов и длины пальцев на руках и ногах. А ведь эту ошибку совершают многие авторы. Они загружают читателя описаниями своих героев, зачастую описывая сразу нескольких, отчего все образы в голове смешиваются, превращая этих нескольких героев в одного.
Лучше постепенно раскрывать внешность, но и затягивать до последней главы не стоит. Оптимальным вариантом будет раскрыть персонажа в пяти-шести главах (если они не очень большие), описывая какие-нибудь мелкие детали.
4. Не стоит писать книгу без составленного предварительно плана.
Конечно, с этим пунктом можно поспорить, ведь некоторые так увлекаются своей истории, что помнят каждый поворот сюжета в мельчайших подробностях. Но зачастую времени на ежедневную работу над книгой не хватает, некоторые детали попросту вылетают из головы, забываются. В этом случае лучше составлять план.
Для этого можно завести тонкую тетрадь (12 листов вполне хватит, если это, конечно, не трилогия или серия книг) или создать документ на компьютере (что будет гораздо удобнее, ведь тогда вы сможете в любой момент что-то изменить). Но ведь не только автор пишет книгу. Книга тоже пишется сама. Иногда писатель следует составленному плану, но внезапно история словно сама подкидывает интересную идею, которую необходимо вставить в текст. В таком случае стоит немного изменить текст, проработать новую идею, чтобы подать её в лучшем виде.
5. Не делайте ваших персонажей пустышками.
Как ни странно, многие начинающие авторы допускают такую ошибку. Они не наделяют своих героев индивидуальностью, а просто штампуют персонажей, делают их одинаковыми. В этом случае стоит заранее продумывать образ своего героя. Какое у него любимое блюдо? Самое заветное желание? Чего он боится? Ведь, раскрывая своего героя как личность, писатель создаёт настоящего человека, живущего на страницах книги. Он, как и все мы, боится, чувствует, радуется, волнуется... В Интернете существует множество шпаргалок по созданию своего персонажа. Достаточно лишь уделить этому время и внимание, тогда всё получится.
Многие читатели ищут в героях себя. Таким образом легче представить себя персонажем книги, который борется со злом, путешествует по миру, создаёт что-то новое... Придумайте манеру речи для каждого героя. Может быть, кто-то из них будет шепелявить, кто-то заикаться, у одного героя может быть акцент, а у другой не будет выговаривать букву "р".
Все эти вещи помогают сделать героя более реальным и живым.
Это лишь малая часть советов для начинающих авторов. Но, как мне кажется, самым главным является заинтересованность в своей истории. Нужно вложить частичку своей души в книгу, которую вы пишите. Возможно, это чем-то похоже на крестражи, которые создал Волан-де-Морт. Написанные вами книги или обычные фанфики - своеобразные крестражи, в которых заточена частичка вашей души.