Найти тему
Galim Aldamzharov

"К чему привели бесконечные реформы образования?"

Искренне жаль, что выпускникам средних школ этого года окончание учёбы запомнится не красочными, радостными балами и встречей рассвета, а коронавирусными запретами, которые этот праздник перевели в виртуальный мир.

Но жизнь продолжается и сегодня выпускники стоят перед выбором профессии, от которой зависит становление самодостаточной личности и судьба человека.

Этот непростой выбор ещё более усложняется плачевным состоянием образования, до которого довели бесконечные реформы в сочетании с непрофессионализмом и коррупцией.

За годы Независимости в нашей стране поменялись 12 министров образования, каждый из которых начинал реформы по западным инструкциям и стандартам, ни один из которых не был доведен до конца.

Хотя можно было усовершенствовать советскую систему образования, которая в конце 80-х годов была признана международными экспертами лучшей в мире на тот момент и адаптировать её к современным реалиям, как это сделали, после развала СССР, даже многие развитые страны

Например, на Западе стали открываться физико-математические школы наподобие тех, которые были в Союзе в каждом городе, работающие по программе, созданной советским учёным - академиком Колмагоровым в шестидесятые годы. Кстати, такую школу в Алматы окончили многие известные люди Казахстана, в том числе, создатель «Яндекса», уроженец г.Гурьев (ныне Атырау) Аркадий Волож.

Именно просвещение помогло казахам вместе с другими народами совершить прыжок из феодализма в высокоразвитую Республику. Интересный факт: в Казахской АССР в 1929 году на образование было выделено 28% годового бюджета! Закономерно, что казахи занимали четвертое место из почти 200 народов, населявших СССР, по количеству людей с высшим и средне-специальным образованием.

Будущее будет оставаться под вопросом до тех пор, пока вместо культа «хайпующих звезд и звездочек» в сознание молодежи не придет культ просвещения.

И стоит ли сокрушаться и возмущаться тем, что всё больше казахстанцев выбирают для получения образования Россию?

Думаю, ни у кого нет морального права осуждать их в отсутствии патриотизма. Выбирают, где лучше. Вполне законно, что Россия этим пользуется.

А ведь совсем недавно ситуация с образованием у северного соседа была не лучше, чем у нас и у них тоже хватало «дворовых» университетов, за деньги штампующие дипломы.

Чтобы выдержать конкуренцию необходимы реальные, а не «показные» реформы.

Как и тогда, в начале двадцатого века, так и сейчас, в двадцать первом веке, нам надо совершить исторический прорыв на новую ступень цивилизации, чтобы не остаться «банановой» страной третьего мира.

Слова назидания нашего великого просветителя Абая: «Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека» приобретают для нас в современном мире особый смысл и актуальность.