Дорогие читатели, сотрудники библиотеки им. Маяковского, в период пандемии, начали расшифровывать лекции, которые прошли в библиотеке. Мы решили начать публиковать эти материалы на дзене. В конце есть ссылка на видео-источник. Приятного чтения!
Автор лекции: Марина Андронова, кандидат психологических наук, практикующий психоаналитик
Что скрывается за этими понятиями? Что на самом деле ищет человек? Как научиться формулировать собственные цели? И как распознать депрессию?
«Французский философ и писатель Камю в эссе «Миф о Сизифе» писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить».
Первый вопрос, который требует ответа, когда мы начинаем рассуждать о смысле жизни — а что такое смысл? Словарь толкует это понятие так:
Смысл — это сущность феномена в широком контексте реальности, неисчерпанная совокупность (в отличие от значения, которое исчерпаемо) всех психических (сознательных) когнитивных процессов, связанных со словом.
Что это значит? Что нам надо искать не реальный объект, а нечто связанное с языком и речью. И смысл не в том, куда мы идем и что делаем, а в том, что мы рассказываем сами себе. Допустим, я рассказываю себе, что у меня есть работа. И я думаю, что это очень важная работа. Почему я так думаю? Потому что лично у меня с такой работой связаны хорошие ассоциации. То есть осмысление работы в первую очередь связано с ассоциативными полями и теми эмоциями, которые они вызывают.
Что создает смысл жизни?
«Одна из древнейших концепций библейского проповедника Экклезиаста. Он считал человеческую жизнь ничтожной и суетной и отрицал у человека наличие смысла жизни. В то же время он давал практические наставления для людей — раз небытие человека неизбежно, то остается, как можно лучше использовать отпущенный короткий срок жизни. Положительное значение, по его мнению, обретают творческий труд, любовь и богатство».
Психотерапевт и основатель логотерапии Виктор Франкл вывел три категории ценностей в жизни.
Первая — созидание. Смысл обнаруживается тогда, когда человек производит нечто исключительное, что может создать только он. Именно в этом акте творения человек и находит себя.
Вторая — переживание, формирование эмоциональной связи с чем-то в окружающем мире и проживании этой связи. То, что дает нам ощутить мир через призму произведений искусства, природу, взаимоотношения с другим неповторимым человеком, любовь.
Третья — ценности отношений. То, что мы сможем получить от жизни, заняв определенную позицию к своей судьбе или ситуации, которую изменить не в состоянии. Допустим, с человеком происходит событие, которое кажется ему бессмысленным или плохим, но осмысление помогает придать этому событию внутренний смысл.
О смысле жизни задумываются люди, которые им не обладают, и зачастую даже не верят, что его можно найти. Вопрос: «Почему не получается найти смысл?» — задают люди, которые еще не утратили надежду. Более продвинутый вариант: «Что делать, когда смысла нет и точно никогда не будет?». В терапии, как правило, мы сталкиваемся со второй разновидностью.
Найти смысл не получается, потому что мы его не там ищем.
Например, люди приходят и говорят, что несчастны в семейной жизни. И видят выход в том, чтобы разойтись, после чего, надеются обрести смысл жизни. Но вопрос так не решается. Потому что смысл — это результат того, что мы делаем с объектом внутри себя. И никакие внешние действия сами по себе его не дают.
Какие опорные точки мы можем использовать, чтобы говорить о смысле жизни
Сам по себе вопрос про поиски смсыла жизни и констатация того факта, что он отсутствует, проистекают из внутреннего ощущения. Мы говорим, что смысл отсутствует, потому что так переживаем свое бытие. И связано это с тем, как устроены у человека объектные отношения.
Что такое теория объектных отношений?
Она предполагает, что психика состоит из внутренних объектов, которые взаимодействуют друг с другом. Эти внутренние объекты представляют из себя принесенные во внутрь внешние объекты — людей и ситуации.
«Ее создательница Мелани Кляйн, наблюдая за детьми, выдвинула предположение, что с самого рождения они воспринимают окружающий мир и самих себя посредством фантазий, форма и содержание которых обусловлены особенностями детского восприятия. Так, считается, что дети далеко не с самого рождения способны воспринимать окружающие их предметы и самих себя целостно; кроме того, они неспособны отделять внутреннее от внешнего. Например, мать воспринимается не как единый объект, а как множество «материнских объектов» — лицо, глаза, руки и так далее. Причем каждый такой частичный объект может распадаться на «хороший» и «плохой». Если объект доставляет удовольствие, то младенец воспринимает его как «хороший». Если же объект становится источником неудовольствия, фрустрации, то для младенца он — «плохой», враждебный, опасный.
Когда младенец переживает взаимодействие с «хорошим» объектом, у него формируется чувство безопасности, защищенности, доверия, открытости окружающему миру. Если же «плохой» опыт младенца преобладает над «хорошим», у него усиливается агрессия, происходящая, по мнению Кляйн, из врожденного влечения к смерти, которое вступает в конфликт с влечением к самосохранению».
Как это теория работает во взрослой жизни?
Если со словом «работа» у вас будет связан набор негативных значений и ассоциацией, то вы не сможете ощущать ее иначе. И даже если с работой нет объективных проблем, она все равно будет бессмысленной и плохой для вас.
Почему могли возникнуть такие значения и ассоциации?
Непорядок возникает либо изначально, когда человек сразу оценил объекты как плохие, либо в результате сильного негативного переживания, которое встряхнуло всю базу объектов внутри и отношения частично порвались или забылись, а связи оказались нарушены.
Что мешает найти смысл жизни?
Многое зависит от того, насколько полно человек присутствует в реальности. Насколько он может, не опасаясь, проявлять свою личность и свои реальные переживания.
Если человек все время живет не как он хочет сам, а по сценарию прописанному извне кем-то другим, при этом даже не замечая этого, то жизнь будет казаться скучной и бессмысленной.
Так происходит, потому что с ассоциативными цепочками взаимодействует не реальный субъект, для которого эти цепочки значимы, а ролевая модель. С миром взаимодействует «робот», в которого помещена личность, а робот реализует только один смысл — защищать.
В других случаях смысл утрачивается из-за физиологических процессов. Например, эндогенная депрессия, сбой в функционировании желез внутренней секреции, серотониновая недостаточность — подавляют возникновение эмоций. Если способность порождать эмоции подавлена, то не будет и смысла, поскольку он связан с эмоциональной составляющей. В этом случае не работают ценности переживания и творчества.
Когда внутренний мир объектов опустел, то для внешнего мира нечего воспроизводить. Ничего не получится даже если человек хочет творить, но внутри нет ценности, которую можно показать окружающим в виде внешней экспликации.
Ценности отношения не работают, когда человек считает самого себя и все объекты вокруг плохими. Ощущение по поводу окружающего мира у него тоже будет сходным.
Человек, воспринимающий себя плохим, падает с лестницы. Что проносится в его голове во время падения? Скорее всего, что случившееся — его вина. Здоровый человек воспринимает произошедшее примерно так: «Да, проклятая лестница! И кто её сюда поставил? Ладно, сейчас пойду лечить больную ногу». Разница между внутренними мирами обуславливает реакцию на происходящие события. Плохое случаются с каждым, но человек считает, что все происходит из-за него и чувствует себя глубоко виноватым. Рано или поздно смысл пропадает и кажется, что весь мир против тебя. Тогда вопрос о смысле жизни — это желание человека выстроить отношения с хорошим объектом. Но внешний мир не хороший и не плохой, он — нейтральный.
Начинать стоит с внутренних отношений. Нужно понять, почему не реализуется возможность встретиться с хорошим объектом.
«Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл тему смысла жизни Достоевский. В своих многочисленных произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире, быть личностью. Каждый должен оставить в обществе пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности».
Есть ли вообще смысл жизни? Единый ли он для всех?
Смысла жизни как внешнего объекта не существует. Смысл жизни —это проекция на внешний мир внутреннего переживания человека, оно индивидуально. По этой же причине не существует уникального смысла.
«Шопенгауэр сводил смысл жизни человека к страданию. Он имел все основания перефразировать известный принцип Декарта: «мыслю следовательно существую» в положение — «страдаю следовательно существую». Согласно его теории, человеку приходится постоянно вести борьбу с природой, обществом и другими людьми его окружающими».
Как формируются объектные отношения и можно ли на них сознательно повлиять?
Объектные отношения формируются в психике человека с момента начала её существования. Более устойчивые объекты появляются в районе 1,5 - 2 лет, в доязыковом периоде. Это образы и эмоциональные переживания. Теоретики говорят, что с рождения можно различить мир объектов и связанные с ним тенденции. Ребенок что-то ест, что-то выплёвывает, к чему-то тянется, что-то отпихивает. Что отпихивает, то в его внутреннем мире прописано как плохие объекты, к чему тянется — то прописано как хорошее. Особенно это происходит месяцев в шесть.
Можно ли на них повлиять?
Для человека мир внутренних объектов является незаметным, как то, к чему он уже привык, например, цвет стен в парадной. Нужен стимул, чтобы заметить фоновые вещи, и поддержка, чтобы проанализировать их. Поэтому сложно сознательно менять установки.
К примеру, в процессе общения с психоаналитиком человек обращает внимание на то, что он все время ругает себя, и раньше для него это было естественным. А тут он впервые задумывается: «Я действительно себя считаю плохим? Почему я так считаю?». Он может начать сознательно «отлавливать» ситуации, когда он сказал сам себе, что он плох и пытаться сказать себе в этот момент что-то другое или хотя бы засомневаться. Тогда сознательные изменения возможны, но чтобы их произвести, надо иметь информацию о том, что происходит что-то не то и где именно.
Как понять, физиологическая причина у депрессии или нет?
Обратиться к психиатру. Яркий критерий — не действуют антидепрессанты. Если лекарства подобраны правильно и причина психологическая, то должны действовать. Даже если считать на 90% воздействие антидепрессантов эффектом плацебо, как предполагают некоторые исследователи, все равно этот критерий верен.
Может искать не смысл жизни, а сосредоточиться на развитии собственных способностей?
Можно, если это работает. Может, слово «смысл» не так вдохновляет, как «способности»? Если развитие себя и своих способностей вдохновляет, то все нормально и хорошо.
Расскажите на примере, что было объектом, какая связь была плохой и почему она спровоцировала ощущение бессмысленности. Что оказалось хорошим объектом и связью?
Человек говорит: «Я — неудачник, у меня ничего не получается, я очень плохой». При работе с психоаналитиком выясняется, что большая часть задач у него получается, но из-за страха эти эмоции не попадают у него в фокус внимания. И тогда история про неудачника превращается в историю человека, который боится. А со страхом можно бороться. Страх сам по себе не делает объект плохим. Человек начинает работать со страхом и понимает, что можно бояться и при этом действовать. Он учится браться и что-то делать несмотря на страх. Он оказывается в контакте с собственными эмоциями. Вот вам изменение парадигмы.
Что почитать о смысле жизни из книг для смещения парадигмы в голове?
Если смысл жизни утерян совсем, то я бы порекомендовала почитать что-то, что сильно задевает за эмоции. Главное не бегать от них, так как возможно появятся сначала совсем не те эмоции, которые бы хотелось. Часто ощущение бессмысленности возникает от того, что возможность эмоционально реагировать на что-то — заблокирована.