Наконец-то, настал этот важный долгожданный момент – конец изоляции!!! Здравствуйте, улицы и парки, гипермаркеты и рыночки, театры и кинотеатры, гости и хождение в гости, встречи с коллегами и посиделки с друзьями… Согласитесь, мы все как-то по-новому взглянули на окружающий нас мир – произошло смещение каких-то акцентов, мы что-то в жизни стали ценить по-новому, по-другому взглянули на окружающих нас людей, на друзей, которые помогали нам пережить неприятности и делились с нами радостью. Нам было хорошо вместе, мы чувствовали дружескую поддержку, понимание и взаимовыручку.
Вспомнилась картинка: плачущий ребенок на детской площадке – с ним никто не дружит, с ним не хотят играть – такая большая беда такого маленького человечка. Для нас, взрослых и состоявшихся, дружба – это общность интересов и увлечений, это взаимопонимание и общение, а для ребенка дружба – это скорее способ самоидентификации, самоутверждения, познания мира, причем мира, который говорит на его языке и видит его глазами. Как помочь ему найти друзей? Для ребенка первые друзья – это, конечно, его родители, что надо сделать родителям, чтобы научить ребенка дружить? Размышляя об этом, хотелось написать что-то душевное, очень психологическое, глубокое – ведь вопрос очень важный, прямо архиважный, но скорее это удел квалифицированных детских психологов, досконально изучавших законы детской психики и психологии, таких знатоков человеческих душ.
Зато я – сама родитель, я – педагог, у меня большой опыт работы с детьми. Я решила пойти от обратного и сделать такой анти-навигатор – что не надо делать или лучше так: что обязательно надо сделать, чтобы научить ребенка НЕ дружить)))
Ну, начинаем! Вот так получилось кратко и тезисно):
Тезис первый, самый главный! Подруг и друзей, партнеров по играм в детском саду и на площадке, товарищей по классу и пр. ищи только сама, никто лучше тебя не знает, чем дышит твоя кровиночка и что его интересует!!! Да, и не забудь – никаких двоечников, хулиганов: «свяжешься с ними – сам такой станешь», так что беду разводим собственными руками и заранее. Не понравился один ребенок, выбирай другого!
Везде и во всем, в любом детском конфликте бери инициативу в свои крепкие руки – ну, что может сделать твоя малявка, ни опыта, ни физической силы, в конце концов, ты – мать, никто лучше тебя не знает, как защитить своего ребенка, а с мамашей/папашей этого задиры, который обидел твое чадо, ты разберешься, еще как разберешься!!!
Критикуй всех друзей своего чада, как только появился кто-то рядом, так сразу и начинай критиковать – так, на всякий случай, лучше заранее предотвратить! Открой ему глаза, почему с ними не надо дружить – ни пользы от них, ни блага, ни кожи, ни рожи, одним словом, и родители у него какие странные…
Если заметишь какой-то недостаток у своего ребенка, видишь, что ребенок застенчивый и пр., то сразу начинай его ругать, каждый день напоминай ему, иначе не исправится!
Если все же появились левые, на твой взгляд, друзья – немедленно бей во все колокола! Не скупись на критику, пусть даже резкую, при случае – насмешки и побольше сарказма – это точно сработает!
Хобби и увлечения выбирай ребенку только по-своему усмотрению, и вообще, мнение родителей – главное, мы прожили, у нас опыт, мы то знаем, что такое рынок труда, сами профессию и выберем!
Никогда не советуйся со своим ребенком, не устраивай посиделки и разговоры по душам с обсуждением его мелких проблем, поменьше слушай его, нечего разводить нюни (особенно, если у тебя сын!) и терять время, ты это все уже по жизни проходила, зачем ему терять время на всякие «поиски себя…», у тебя уже все рецептики для любимого чада заготовлены, алгоритмы рассчитаны, жизненный путь определен – все гладко, без сучка и задоринки – иди, любимый ребенок, вперед, путь расчищен, мы с папой постарались!
Не встречайся с его друзьями и с родителями его друзей – будь выше этого!
Отдельная беда – соцсети (приходится признать, что у нынешних тинейджеров – это мощный канал общения), тут уж трудно уследить, в каких чатах сидит твой ребенок. Выход один – тайная слежка плюс тотальный запрет, табу без всяких объяснений!
Кто-то посмел отказаться дружить с твоим ребенком! Попробуй всеми правдами и неправдами принудить, а не получается, не хочет – гнать его взашей! Других найдем – так ребенку и объясни, не велика беда – людей кругом полно.
Тезис последний и тоже главный! Никогда не обращайся к психологу – с мелкими проблемками и неприятностями (а какие у ребенка еще могут быть проблемы? В его то возрасте?) справляйся только сама!
Вот, получилось как-то так... Подумала, а чего мы лишаем ребенка, если следовать моим анти-советам? Заглянула в словари и нашла: «Дружба – интимные и устойчивые личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, в основе которых лежит симпатия, общность интересов, духовная близость и взаимная привязанность; дружба предполагает общность увлечений, взаимное уважение, взаимопонимание и взаимопомощь, и является одним из лучших нравственных чувств человека». Вот чего мы лишаем ребенка, если не научим его дружить, не расскажем ему о необходимости дружбы, не станем сами его друзьями? Стало аж страшно… Вот и ответ на вопрос, поставленный в заголовке, не руководствуйтесь моим анти-навигатором, рассказывайте ребенку о своих друзьях, разговаривайте с ним о его друзьях, обсуждайте с ним его проблемы, какими бы незначительными они нам, взрослым, не казались.
Хотелось бы закончить и историю с плачущим ребенком, вокруг него суетились взрослые тетеньки, давали ему игрушки, пытались отвлечь конфетками и печеньками, и вдруг подошла маленькая такая девочка, посмотрела ему в глаза, что-то пролепетала на их общем, понятном им двоим, языке, протянула ему ладошку и вмиг увела, с высохшими в одночасье слезами – открыла для него новые возможности, показала другой путь. Вот такой у них язык, язык общения и взаимопонимания.