Найти тему
Музей А.С. Пушкина

«Москва военная в работах Татьяны Мавриной». Часть первая

В Кадашах. 1943 Бумага, акварель, тушь, перо Государственный музей А. С. Пушкина
В Кадашах. 1943 Бумага, акварель, тушь, перо Государственный музей А. С. Пушкина

Одной из первых выставок, открывшихся в Москве после снятия карантина, стала «Москва военная в работах Татьяны Мавриной», приуроченная к 75-летию Победы. В читальном зале Научной библиотеки Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке вас ждут около 60 работ, созданных знаменитой художницей в суровые военные годы. Собственно, войны на этих рисунках нет, а есть скетчевые, как сказали бы сейчас, легкие и прозрачные изображения старинных московских храмов, бульваров, улиц и переулков. В любой момент вся эта древняя красота могла быть стерта с лица земли, обратившись в дымящиеся руины. А потому, не жалея сил, не ведая страха, заручившись спецпропуском (рисовать на улицах во время войны было строжайше запрещено, а вдруг ты шпион?!), Татьяна Маврина ежедневно ходила пешком по городу, забредая в самые дальние его уголки, и без устали работала, перенося на бумагу то, что видела. Что же это были за памятники, стоившие такого риска?

Церковь Вознесения в Кадашах. 1942 Бумага, акварель, гуашь Государственный музей А. С. Пушкина
Церковь Вознесения в Кадашах. 1942 Бумага, акварель, гуашь Государственный музей А. С. Пушкина

Церковь Вознесения Христова в Кадашах (2-й Кадашеский переулок, 7/14)

Сложно сказать, когда именно на этом месте появился первый храм, но доподлинно известно, что в 1493 году он уже существовал: о нем упоминает в своей грамоте московский воевода Иван Патрикеев, подробно описывая свои владения. Сначала храм назывался «церковь Воскресения, что на Грязех». Имя «говорящее»: по весне Москква-река сильно разливалась, и вообще места были болотистые.

В камень церковь «оделась» в середине XVII века. От той постройки до наших дней дошла ее нижняя часть с южной стороны и каменный подклет под алтарями.

Церковь Вознесения, какой мы видим ее сегодня, появилась в конце XVII века. Замоскворецкие купцы - Кондрат Маркович Добрынин и его сын Лонгин Кондратович – не поскупились, и вот уже к возведенному на их деньги пятиглавому храму в стиле московского барокко пристроена шестиярусная колокольня неслыханной высоты – 43 метра!

В 1812 году храм был разграблен, пострадали настенные росписи, в нижней церкви наполеоновские солдаты устроили конюшню… Послевоенная реставрация заняла около тридцати лет.

В советское время тут располагался архив КГБ и спортклуб колбасной фабрики. В 1966-м здание храма было передано Центральной художественно-реставрационной мастерской, а в 2006-м возвращено церкви.

«Недалеко отсюда Замоскворечье, богатое храмами. Неизменный интерес вызывает группа куполов на высокой церкви в Кадашах. Царские ткачи и прядильщики поставили церковь высоко, ее отовсюду видно, она розовая, да еще рядом высокая колокольня. Ее высоту хорошо подчеркивает знаменитая чугунная решетка забора старой мужской гимназии. Я рисовала Кадаши без конца».
Т. А. Маврина. Сорок Сороков
Церковь всех святых на Кулишках. 1944 Бумага, акварель, гуашь, бели - ла, тушь, перо Собрание М. В. Сеславинского
Церковь всех святых на Кулишках. 1944 Бумага, акварель, гуашь, бели - ла, тушь, перо Собрание М. В. Сеславинского

Церковь Всех Святых на Кулишках (Славянская площадь, 2)

Во времена Дмитрия Донского нынешний Китай-город для москвичей был почти что краем земли – «кулишками». Отсюда и название церкви, возведенной в XIV веке, как предполагается, в память о воинах, павших на Куликовом поле. Теперешний свой «бароччный» облик  храм обрел в XVII столетии.

Печальные времена для Всехсвятской церкви настали после революции. Поначалу ее решили снести, но затем нашли древнему храму «лучшее» применение. В 1930-е годы его новым хозяином стал НКВД, и в 1990-е, когда здание вернули церкви, в подвале были обнаружены останки расстрелянных.

Сегодня в церкви хранятся частицы святых мощей, привезенные в Москву из Киккского монастыря на Кипре, в том числе – частицы мощей Николая Чудотворца.

Церковь Филиппа Апостола в Филипповском переулке на Арбате. 1943 Бумага, акварель, тушь, перо Собрание А. Г. Шелудченко
Церковь Филиппа Апостола в Филипповском переулке на Арбате. 1943 Бумага, акварель, тушь, перо Собрание А. Г. Шелудченко

Храм Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате (Филипповский переулок, 20)

Филипповская церковь расположена в одноименном переулке в десяти минутах ходьбы от главного здания Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке. По одной из версий, в XVI веке ее основал сам митрополит Московский и всея Руси Филипп: когда-то здесь находилась его загородная резиденция.

Митрополит Филипп – фигура трагическая. Родился в знатной боярской семье, был хорошо образован, служил при великокняжеском дворе, но после того, как его род оказался в опале, бежал из Москвы и был принят послушником в Соловецкий монастырь. Пройдут годы, и он станет его настоятелем, а затем будет избран митрополитом Московским и всея Руси. Все свои силы он бросил на борьбу с лютой опричниной и на попытки примирить Ивана Грозного с неугодными ему боярами. Но «милость к падшим призывать» - дело опасное. Митрополиту оно стоило сана и жизни: он был сослан в Тверь, где и был убит Малютой Скуратовым.

Судьба московской Филипповской церкви также полна перипетий: она была сожжена во время польского нашествия, в конце XVII века заново отстроена стольником Иваном Косьминым, в 1812 году разграблена французами и сильно пострадала от Великого московского пожара. В 1818 году храм был отдан Иерусалимскому патриархату, какое-то время по просьбе московской греческой диаспоры некоторые службы совершались здесь на греческом языке.

После революции церковь осталась действующей. А в конце XX столетия была вновь возвращена Иерусалимскому подворью.

Ждем вас на выставке "Москва военная в работах Татьяны Мавриной" в Государственном музее А.С. Пушкина. Пречистенка, 12/2