Найти в Дзене
История и искусство / Artifex

«Моне пятна, Мане люди»

Наверное многим, кто хотя бы поверхностно знакомился с историей искусств, знакома эта шутливая и не всегда уместная шпаргалка, помогающая как бы расставить точки над i — разобраться, как всё-таки отличить художников с такими почти идентичными фамилиями. Ведь нередко омонимичные слова, названия или имена, могут стать барьером в процессе нашей коммуникации или причиной возникновения действительно неловкой ситуации. Так, подобная нелепая, можно сказать, анекдотичная ситуация уже случилась однажды в мире искусства: одно время, один город, одна выставка, одна, казалось бы, на двоих фамилия и два разных художника, Клод Моне (Claude Monet) и Эдуард Мане (Édouard Manet).

Клод Моне, автопортрет
Клод Моне, автопортрет
Эдуард Мане, автопортрет
Эдуард Мане, автопортрет

Дело было на Парижском салоне 1865 года, одной из самых престижных художественных выставок Франции. Именно на ней Эдуард Мане выставил две свои новые картины «Осмеяние Христа» и «Олимпию».

Олимпия
Олимпия
Осмеяние Христа
Осмеяние Христа

На выставке художник то и дело получал похвалу от критиков и первых посетителей мероприятия, однако зрители, поздравляя Мане с грандиозным успехом, всё время упоминали его пейзажи, хотя ни «Олимпия», ни «Осмеяние Христа» пейзажами не являются. Оказалось, что рядом с картинами Эдуарда Мане в самом деле висели морские пейзажи, подписанные его именем, причем с ошибкой — «Моне».

Устье Сены в Онфлере
Устье Сены в Онфлере
Буксировка лодки на берег, Онфлер
Буксировка лодки на берег, Онфлер

На самом деле никакой ошибки не было — эти произведения принадлежали Клоду Моне, пока еще не известному парижскому художнику, обладающего фамилией, созвучной с именем другого авторитетного французского художника. Мане в свою очередь воспринял появление на Парижском салоне своего «двойника» негативно, расценив это как провокацию и попытку получить популярность на уже заработанной им известности — «хайпануть» как мы назвали бы это сегодня. Тем не менее, эта история стала началом крепкой и многолетней дружбы: Мане неоднократно помогал Моне выбраться из долгов и финансовых сложностей, а в 1874 году художники становятся практически соседями, когда Мане подыскивает для Моне домик на берегу Сены и помогает ему с переездом. Это становится благоприятной почвой для появления еще нескольких картин, к которым сейчас нередко обращаются, как к классическими примерам для сравнительного анализа работ этих деятелей.

-7
-8

Однако особенности творческого пути, художественная манера, атмосфера, господствующая на полотнах, и обращение к тем или иным проблемам или явлениям — результат внутренней рефлексии автора, его переживаний, жизненного и творческого опыта.

Клод Мане практически всю жизнь сталкивается с противодействиями и трудностями. Он родился в благопристойной семье крупного министра юстиций и дочери французского дипломата и консула, родители готовили мальчику блестящее будущее юриста и категорично отрицали перспективу художественного образования для сына. Тем не менее, дядя живописца поощрял его начинания и прикладывал достаточные усилия, чтобы позволить племяннику прикоснуться к прекрасному: посещение музеев (знакомство с культурным наследием мира и его осмысление повлияло на формирование художественного стиля и вкуса Мане), запись на курсы, лекции и поступление в школу изящных искусств. Однако академическая живопись, как оказалось, мало привлекала художника, академичность не позволяла ему в полной мере раскрыть свой творческий потенциал, а настоящий трепет в нем вызывала возможность в самом деле запечатлеть фрагмент жизни конкретного человека в моменте, его переживания, химию, его взаимоотношения с окружающим миром и динамику их развития — Мане пристрастился к портретам.

Позже Мане упорно, можно сказать упрямо, жаждет признания в Париже, но его ранние работы подвергаются жесткой критике: ему отказывают в возможности участвовать в Парижском салоне, и это вынуждает его провести выставку получившую название «Салон отверженных». Он также ожидал получения признания картины «Завтрак на траве», однако и здесь художнику пришлось встретиться с беспощадной критикой и даже осмеянием работы. Тем не менее, эта картина сконцентрировала возле себя максимальное внимание зрителей и стала символом «Салона отверженных» 1863 года. Мане добивается известности, хоть и скандальной — в культурном сообществе его называют бунтарем: он делает «ремейки» сюжетов и мотивов, ставших классическими, стремится перенести старые образы в пространство современности.

Завтрак на траве
Завтрак на траве

В конце 1860-х гг. Мане начинает привлекать пленэрная живопись; плотные, глухие и темные тона трансформируются в свободную, светлую живопись. Также в творчестве художника появляются зарисовки парижской жизни. Ключевым и одним и самых глубоких произведений в творчестве художника в начале восьмидесятых годов XIX в. становится «Бар ''Фоли-Бержер''», которое изображает одиночество в праздной, шумящей, сверкающей и веселящейся толпе.

«Бар ''Фоли-Бержер''»
«Бар ''Фоли-Бержер''»

Таким образом, «Мане — люди», патологоанатом человеческой сущности, эмоций, чувств, переживаний; он отражал в своих картинах противоречивость жизни, с которой сталкивался сам. Что касается Моне и его «пятен», то здесь тоже всё не так однозначно: обоих художников называют родоначальниками импрессионизма, однако именно Моне является в какой-то степени революционером — он изобрел и усовершенствовал метод серийных пейзажей. Одно настроение или история как бы лейтмотивом проходят через десяток картин и изображаются в разных декорациях и обстоятельствах: в разных погодных условиях, временах года и в разное время суток. За последние двадцать лет своей жизни Моне нарисовал цветы, японский мост, водяные лилии и пруды в своем саду и создал уникальные масштабные фрески, подаренные Музею оранжереи.

Камилла или Женщина в зеленом платье
Камилла или Женщина в зеленом платье
Серия "Водяные лилии"
Серия "Водяные лилии"

Серия "Водяные лилии"
Серия "Водяные лилии"

Однако у Моне также есть и реалистичные работы, на которых он изображает не только природу, но и людей. Так, одна из ранних картин — «Камиль» или «Женщина в зеленом платье», на которой запечатлена Камилла Донсье, женщина (которая станет его первой женой) в зеленом платье, уходящая от зрителя, изображенная в натуральную величину: в общем, необычная картина для своего времени.

Так работает ли всё-таки упомянутая в заголовке формула? Работает, если учитывать упомянутые выше нюансы и особенности развития творческого пути каждого художника.

Автор: Анастасия Кихтенко