Найти тему
Зануда

Смысл жизни: найти или создать?

Оглавление

Дорогие читатели, сотрудники библиотеки им. Маяковского, в период пандемии, начали расшифровывать лекции, которые прошли в библиотеке. Мы решили начать публиковать эти материалы на дзене. В конце есть ссылка на видео-источник. Приятного чтения!

Автор лекции: Катрина Александрова, социальный психолог, сертифицированный коуч

Часто поиск смысла жизни — это поиск некоего правильного ответа, правильного способа выстроить жизнь. Популярная психология подкрепляет эту веру рассказами про «магические» ритуалы и предназначение человека, которое нужно найти, чтобы все легко сложилось. Но каким может быть «правильное» для всех людей, если люди все разные? А если люди разные, то и смыслов много? И можно ли вообще сделать «неправильный» выбор?

Один правильный смысл и путь, возможно есть, если придерживаться религиозного мышления и фатализма, где всё предопределено. Но, если копнуть глубже, то обнаруживаются «реперные точки»: родился, женился, родил детей, получил образование. Между этими точками сохраняется неопределенное пространство, и мысли о нем страшат.

Эволюционно сложилось, что наш мозг не любит неопределенность и боится её. Человеку становится не по себе, когда события развиваются неожиданно для мозга, то есть почти всегда в этой жизни. Появляется экзистенциальный кризис, иногда сам, без каких-либо внешних событий. В целом нормально переживать этот кризис и задаваться вопросом о смысле.

Что если жизнь — не предназначенное движение из точки А в точку Б, а уникальный путь, который человек прокладывает по мере движения?

При этом смысл каждого поворота на этой дороге становится понятен не сразу, а полностью раскрывается лишь в самом конце. Жизнь конечна и в этом тоже её смысл. Мы можем понять, как сложилась наша дорога, когда оказываемся ближе к её завершению.

-2

Вторая проблема со смыслом жизни, когда человек говорит: хочу поучиться танцам, хочу попутешествовать, но в чем смысл?

В этот момент хорошо дать себе разрешение попробовать. Иногда смыслом является не само занятие, а то чему оно учит или знакомит с новыми людьми, которые меняют вашу точку зрения. Импульс попробовать что-то новое может стать шагом к созданию смысла жизни.

Чтобы понять, как искать или создавать смысл, вернитесь в настоящий момент. Для этого можно задать один из психологических вопросов, например:

· Что происходит сейчас?

· Что происходит на самом деле?

· Что происходит во внешнем мире, а что внутри меня?

· Что я думаю по этому поводу?

Задавая себе эти вопросы хотя бы раз в день, можно постепенно распознать повторяющиеся мотивы и идеи. В этом тоже может удаться найти что-то похожее на смысл. «Может», потому что у каждого человека есть свой путь обнаружения того, что делает жизнь яркой.

Приблизиться к ощущению осмысленности помогают «продуктивные вопросы». Например: «Где я сейчас нахожусь в своей жизни?». Вопрос специально широкий. Кто-то ответит про этап, кто-то про место, кто-то про семейное положение, кто-то про наличие детей. Любой ответ правильный.

Следующий вопрос: «А какие у меня вообще есть желания?». Не надо пугаться, если больших желаний и целей нет. Вопрос не в масштабе желания, важно поймать ощущение «я хочу». Многие испытывают разобщенность с чувством «хотения». Вместо него установки: «Надо делать! Сперва — надо, затем — хочу!». В итоге взрослые люди разобщаются с умением желать, с собственным интересом. Чтобы его вернуть «Надо!» переформулируем в «Зачем это надо именно мне?» или «Что это даст мне?», исходя из того, что любое дело что-то приносит, а это уже близко к «Хочу!».

-3

Если определить свои желания не получилось, хорошо бы себя спросить: «Какие у меня есть интересы? Про что мне интересно слушать, читать, говорить, обсуждать?» Ответом могут быть сферы или отдельные занятия, хобби или работа. Отвечать на эти вопросы лучше письменно. В процессе обычного размышления сложно отловить мысли в полном объёме. Конкретные мысли скрываются от нас, обобщаются и искажаются, при письме понятнее, что происходит в голове.

Когда вы определили свое место в жизни, желания и интересы, стоит подумать, что еще хотелось бы видеть в жизни? Что хотелось бы добавить, приумножить и приобрести. Это не визуализация идеального будущего, а соприкосновение с желанным сценарием. И совсем круто придумать несколько сценариев. После такого конструирования будущего вы сможете посмотреть, какие сценарии вызывают эмоциональный отклик и желание их реализовать. Эта картинка помогает понять свои ценности и интересы, поэтому может стать основой для последующих размышлений о смысле жизни и о целях.

-4

После этого задаем главный вопрос-ресурс, который можно записать на стикер и повесить в зоне видимости: «Что я могу сделать сегодня, чтобы моя жизнь была чуть ближе к тому, какой я хочу её видеть?».

Он поможет даже если вы еще не нашли свой смысл жизни, ведь всегда есть желание сделать жизнь чуть-чуть лучше.

Иногда, чтобы почувствовать свое движение, нужно сначала сделать шаг даже в не очень понятном направлении. По мере движения меняется перспектива, новые возможности становятся видимыми. Любой результат и зафиксированное достижение цели повышает самооценку и уверенность в себе. Поэтому, если вы сейчас не в состоянии ресурсности; не понимаете куда вам двигаться; не знаете, как начать движение, то начинайте действовать там, где вы можете.

Смысл жизни не обязательно заключен в большой сущности, он может быть в цепочке шагов. Человека поддерживают цели, которые принесут некое благо ему самому, его близким или миру в целом. Если достижение цели приносит еще кому-то добро, то на уровне психосоциальной памяти человек ощущает себя реализованным членом общества.

Как превратить абстрактное «Хочу» в конкретную цель и получить от её достижения удовольствие?

Методика SMART «умный» (англ.) — проверенная временем технология формулировки целей. Методика заключается в том, что мы ставим цель, которую сможем достигнуть и в процессе получить удовольствие. Удовольствие от контакта со своими ценностями, не что-то поверхностное. Для этого цель должна быть: конкретной (S), измеримой (M), достижимой (A), релевантной (R) и определенной по времени (T).

Возьмем абстрактную цель, например, выучить английский язык. Обычно человек говорит: «Я хочу выучить английский язык и у меня не получается, я перепробовал 100 способов, меня хватает на месяц и дальше ничего не получается». Скорее всего на этом этапе человек не понимает свою цель. Для него изучение английского языка связано с чем-то хорошим, но целью это еще не стало. Попробуем превратить в цель.

Specific (конкретность) требует от цели быть точной и понятной.

Выучить язык — это очень абстрактно. Сузим: «хочу смотреть обучающие ролики в оригинале».

Следующий шаг Measurable (измеримость) показывает, какие результаты и факты указывают на достижение цели.

Я уже выяснила, что я хочу смотреть ролики на интересную мне тему и для меня это означает иметь пассивный словарный запас. Хочу понимать 60% того, что говорит спикер с американским акцентом. Окей, я смотрю лишь средний международный английский более американского формата, и мне понятны ролики примерно на 60%, остальное читаю субтитрами.

Дальше проверяем Attainable (достижимость) этой цели.

Если представить, что я сейчас смотрю ролики и понимаю их на 59%, неинтересно прикладывать усилия, чтобы добавить 1%? Если я вообще не знаю английского, но хочу через короткий срок понимать их на 90%, то усилий потребуется слишком много. Слишком высокая планка слишком высокая — отличный способ ничего не сделать.

Следующим проверяем Relevant (релевантность, уместность) — для чего нужен этот результат, соответствует ли эта цель ценностям и не противоречит ли моим другим жизненным задачам.

Например, в этот момент по работе огромные цели и нет времени на английский. Или непонятно, зачем смотреть роли именно на английском, много русскоязычных видео. На букве «R» многие запинаются, когда считают, что для счастливой жизни нужно достичь очень многого. Часто забывают себя спросить: «Зачем?» Да, это самый философский вопрос из всей этой технологии SMART, и он ближе всего именно к поискам смысла жизни. Потому что на него нет универсального ответа. Именно контакт с личным «Зачем?» скрывается под словом «мотивация».

Финальная буква «T» Time-bound (определенность по времени) определяет сроки цели.

А про нее забывают все, когда дело касается больших вещей. На работе и в учебе есть экзамены и дедлайны. Но в личных делах этот срок забывается. Без конкретного дедлайна мозг отодвинет выполнение цели, чтобы не тратить время и энергию на вещь, которая не кажется необходимой. Хорошая цель звучит так: смотреть ролики на английском языке, понимать их на 60% и добиться этого к осени 2020 года. Сложно объяснить себе почему именно к осени, если дата определена произвольно (вместо абстрактно). Вы вряд ли испытаете что-то кроме чувства вины, когда вы к осени 2020 года не овладеете английским. Соответственно к дедлайн цели нужно обосновать. Например, купить участие в конференции на этот срок или провести мероприятие.

Когда вы поняли, чего хотите, у вас уже намного меньше неопределенности, а каждый результат помогает поверить в свои силы и открывает дополнительный горизонт.

Источник