На этот раз мы перейдём к более существенным несоответствиям в списках захоронений, у части которых есть явные признаки намеренных фальсификаций.
Но прежде всего я должен сделать небольшое дополнение к алгоритму поиска, который был описан в предыдущей статье. Прежде, чем приступать к поиску данных о захороненных в какой-либо братской могиле, желательно как можно подробнее изучить течение боевых действий, происходивших в данной местности. Какие части принимали в них участие, в каких числах и как перемещались. Это значительно облегчит и ускорит работу. Не стоит для этого пользоваться исторической литературой, особенно Советского периода, только зря потратите время. Подробности боевых действий в них в основном описаны в гораздо больших масштабах, частично искажены, или излагаются в весьма туманных формулировках. Основную помощь здесь вновь окажет сайт «Память Народа». Сначала в разделе «Воинские части» изучаем карты и выписываем номера участвовавших в боевых действиях в данном районе частей. Затем переходим в раздел «Документы частей» и изучаем их оперсводки, боевые донесения, журналы боевых действий и другие документы за нужный период, в результате чего получаем подробную картину происходивших событий. Преимущества такого подхода очевидны на следующем примере.
Деревня Тимоново Солнечногорского района. Находится на северо-восточной стороне озера Сенеж, недалеко от задней проходной и военного городка ещё не так давно действовавших курсов «Выстрел». В конце ноября 1941 года здесь немецким войскам противостояла 126-я стрелковая дивизия 16-й Армии. Оказывая ожесточённое сопротивление и неся большие потери, она постепенно отходила в восточном направлении, давая время частям вновь сформированной 1-й Ударной Армии сосредоточиться для перехода в контрнаступление. Освобождена д. Тимоново была в ночь на 11 декабря 1941 года совместными усилиями 24-й танковой бригады и 71-й отдельной морской стрелковой бригады 1-й Ударной Армии. 24-я ТБр незадолго до этого была изъята из группы Ремизова 16-й Армии, пополнена и передана в подчинение Командарма-1. 71-я бригада была только недавно сформирована в Новосибирской области из моряков Дальневосточнего Флота, Амурской речной флотилии и вновь призванного местного населения. Учитывая эти заранее установленные факты, перед началом поиска можно было предполагать, что большинство захороненных в братской могиле в д. Тимоново должны относиться прежде всего к этим частям. Однако эти ожидания мало оправдались.
Из состава 126-й дивизии, понесшей здесь огромные потери, в списке захоронения найдены только два (!!!) человека.
Из состава 24-й ТБр в списке захоронения найдены только девять человек. У одного из них, красноармейца Мищенко Николая Ивановича (1921 г.р., Черниговская область) реальная дата смерти 8 декабря 1941 г. изменена на 10 декабря того же года. Здесь уже можно усмотреть признаки фальсификации, ведь судя по реальной дате смерти, останки этого красноармейца никак не могут находиться в этой могиле. Также по ходу работы в донесениях о потерях 24-й ТБр найдены трое красноармейцев, погибших при освобождении Тимоново, но в списке захоронения почему-то отсутствующих.
Из состава 71-й морской бригады в списке захоронения найдены только 10 человек, причём все они – лейтенанты. Один из них, младший лейтенант Евлампиев Иван Иванович (1902 г.р., г. Ленинград), тоже погиб не в дни боёв за Тимоново (10-11.12.1941 г.), а двумя днями позже -13 декабря 1941 г. Но для того, чтобы оправдать его нахождение в списке, реальная дата смерти в документах захоронения изменена на 10 декабря 1941 г.
А вот дальше в списке мы обнаруживаем совершеннейшие чудеса. Дело в том, что местным жителям было хорошо известно, что их деревню освобождали моряки, и погибло их здесь порядка 50 человек. В память об этом на братской могиле был установлен морской якорь и гигантская железная бескозырка. Но как же тогда быть со списком? Десяти лейтенантов из 71-й бригады в нём как-то маловато. И составители списка не подкачали. Они дополнительно внесли в него целых 105 (!!!) моряков… Балтийского Флота. Все они действительно погибли 10-11 декабря 1941 г., но не здесь, а под Ленинградом, на хорошо всем известном Ораниенбаумском плацдарме. Многие из них дублируются именно там, в братском захоронении в д. Глобицы Ломоносовского района. В архивах ЦА МО можно даже найти тот самый документ, которым пользовались составители списка, совершая этот откровенный подлог. Это циркуляр начальника управления по формированию частей КБФ № 037 от 12.03.1942 г. Все фамилии моряков взяты из него. Все они воевали в составе 5-й отдельной бригады морской пехоты Краснознамённого Балтийского Флота. На сайте «Память Народа» можно легко проверить боевой путь этой бригады. В течение всего периода блокады Ленинграда она находилась на Ораниенбаумском плацдарме и, так сказать, никуда оттуда не отлучалась.
Но и это ещё не всё. Оказалось, что составители списка всё-таки дали промашку, и ещё какую! В числе этих 105 моряков они нечаянно внесли в список Тимоновского захоронения… Героя Советского Союза!
Можете сами убедиться, под номером 16 в списке находится сержант Вересов Виктор Иванович, дата смерти 10.12.1941 г. 21 февраля 1944 года ему было посмертно присвоено звание Героя. Не буду здесь описывать подробности его подвига, их можно легко найти в Интернете, например, на сайте «Герои Войны» или даже в Википедии. Помимо этого, там указано и место, где он героически погиб 10 декабря 1941 года. На этом месте даже установлена памятная табличка, и находится оно... в 4 км юго-восточнее ж/д станции Воронка Ломоносовского района Ленинградской области.
Само собой, ни в документах захоронения в Тимоново, ни на самой братской могиле никакой информации о том, что здесь якобы захоронен Герой Советского Соююза, нет.
Пишите в комментариях, что вы об этом думаете. Нужна ли нам ТАКАЯ память о погибших? Как называть и как относиться к людям, таким способом зарабатывавшим себе авторитет и политические очки?
Также в очередной раз сообщаю, что это ещё далеко не все безобразия, найденные мной в списках братских захоронений. Как говорится, продолжение следует.