Найти тему
Маргарита

О фильме «Маленькая Вера»

Фильм не так прост, как казалось раньше. Что мы видим на экране? Обычная советская семья. Живут в большом промышленном городе на берегу моря на юге России. Отец – шофер грузовика, мать – швея. Есть двое детей – старший сын, давно женат, врач, живет в Москве. И есть младшая дочь, та самая Вера. Действие происходит летом после окончания школы, т.е. ей 17 лет. Отец в меру пьет, его ругает жена, но все в пределах советской нормы. Все живы и здоровы, есть достаток, есть планы на будущее. Проблемы только с Верой – она не слушает родителей, связалась с какой-то темной компанией, и вообще ведет аморальный образ жизни. При этом у Веры есть ухажер со школьной скамьи. Вера ему не дает, она терпит его присутствие, потому что других вариантов у нее нет. Показана советская дискотека – место сбора блядей и хулиганов. Там Вера знакомится с Сергеем. Он типичный мачо, красавчик, любимец женщин. Он сразу понравился Вере. Сергей без уговоров тащит Веру в постель, и она не сопротивляется. Наутро оказывается, что Вера по уши влюблена в Сергея. Тут ситуация полностью укладывается в схему Новоселова – самка отвергла бету и отдалась альфе. Все бы закончилось через месяц, как это всегда бывает у альфы, но вдруг оказалось, что брат Веры очень хорошо знаком с Сергеем. Брат застает сестру в объятиях ловеласа, и, естественно, устраивает скандал. Чтобы как-то выйти из ситуации, Сергей внезапно предлагает Вере выйти за него замуж, и та тут же соглашается, ошалев от счастья. Чтобы родители не были против брака, Вере врет им, что беременна от Сергея. Скрепя сердце, родители соглашаются на брак, и устраивают праздник в честь помолвки. Они нарядились в праздничные костюмы, приготовили шикарный обед, надеясь установить хорошие отношения с будущим зятем. Но Сергей приходит знакомиться с родителями невесты в шортах и майке. Это первый шок для родителей. Потом Сергей нагло ведет себя за столом, накладывает себе лучшие куски, не соблюдает этикет. Не пьет, когда ему наливают, и развязно учит отца невесты правильно пить вино. Так он выражает свое презрение ко всем присутствующим. Это второй шок для родителей. Брат Веры пытается прекратить этот глупый спектакль, но его не слушают. Быстренько похавав, Сергей резко уходит из-за стола и уводит с собой Веру, которая все это время смотрела на него влюбленными глазами. Таким образом, обозначился конфликт между женихом и родителями невесты, прежде всего, с отцом. Это противостояние между высокоранговым и низкоранговым самцами (Сергей – альфа, а отец Веры бета) очень хорошо укладывается и в схему взаимоотношений между разными кастами. Сергей считает себя выше родителей Веры и по социальному статусу. Очевидно, он из более обеспеченной семьи, он умен и начитан. Родители же Веры просты, как все пролетарии. Да и сама Вера все более разочаровывает Сергея своей тупостью и ограниченностью. Тем не менее, Сергей не отказывается от намерения жениться на Вере, и переезжает из общежития в квартиру ее родителей. Сергей и Вера подают заявление в ЗАГС. Конфликт с родителями обостряется все больше, и однажды, в пылу пьяной драки отец Веры пырнул Сергея ножом. Сергей попадает в больницу. И вот тут начинается самое интересное. Поначалу Вера на стороне Сергея, она хочет рассказать в милиции всю правду и тогда ее отец попадет за решетку. Мать пытается убедить дочь дать ложные показания, что был всего лишь несчастный случай. Ведь отец нужен семье, он хоть и пьяница, но приносит деньги в дом. Как они будут жить без отца? Брат на стороне матери, он, как врач, предлагает Вере успокоительные таблетки, чтобы она смогла отойти от шока, трезво посмотреть на вещи и принять аргументы матери. Чтобы развеяться, семья устраивает пикник на берегу моря. Вера поначалу молчит, но вдруг срывается и устраивает скандал. Она злобно выкрикивает все, что накипело у нее на душе. В ответ мать и брат в ответ говорят ей то, что она никогда не ожидала услышать. Оказывается, она не была желанным ребенком, ее родили только для того, чтобы получить новую квартиру. Мать бросает в лицо дочери страшные слова: «Лучше бы я сделала аборт!» Вера в ужасе убегает прочь. Начался ливень, мать с сыном хотят бросить Веру одну на берегу, и только отец остался на стороне дочери. Сцена, где отец и дочь плачут под дождем, способна растрогать любого. Так Вера понимает, насколько ценен для нее отец, и дает ложные показания в милиции. Сергей поправился, он хочет расстаться с Верой. Она тяжело переживает разрыв и пытается отравиться теми самыми таблетками, которые дал ей брат. Жизнь потеряла для нее смысл: «Почему меня никто не любит? Я молодая, красивая, я так умею любить, но меня все бросили. Почему?» Брат же ее и спасает, заставив промыть желудок. Что-то тянет Сергея обратно к Вере. Он приходит к ней в дом, и более-менее мирно разговаривает с ее отцом. Но отец сам не простил себя, и ночью умирает от сердечного приступа. Конец фильма обозначила так же сцена, что и его начало – панорама советского промышленного города, где небо черно от труб.

На какие вопросы нет ответа. 1) Почему Сергей серьезно решился жениться на Вере? Он, как альфа, менял таких Вер как перчатки. Ему нравится трахать ее, но он ее не любит. Он видит, как она тупа. То, что она влюблена в него как кошка, для него мало что значит, как это и должно быть для альфы. Ее родители еще хуже, чем она сама. Так зачем надо было идти в ЗАГС? Только потому, что брат Веры его давний друг? Да и друг ли? Или же он затеял эту комедию только ради того, чтобы уехать из общежития и питаться домашней пищей? Но так ли плохо ему было в общаге, где он делал, что хотел? В общем, очень странное решение.

Далее. 2) Почему отец Веры не занимался мужскими делами по дому? Почему не чинил лампочку в туалете, почему не заменил раковину, которую сам же и разбил? Почему он только пил? Ведь он калымил, как шофер, в основном, ради спирта. Новоселов бы тут сказал, что отец Веры – это типичный бета, он не чувствует себя хозяином, дом не его, а жены. Он во всем подчиняется жене, она там главная. И это, с одной стороны, так. Но ведь жена его вовсе не та самая сильная и независимая женщина, с которой действительно нельзя построить семью. Его жена воспитана в патриархальных традициях, и если она взяла на себя власть, то только потому, что больше некому. Она уважает мужа, заботится о нем, она на его стороне во время конфликта. Она вышла замуж по любви и до сих пор любит мужа. Она бы с радостью подчинялась ему, если бы он захотел быть главным. Но он не хочет. И этого Новоселов объяснить не может. Тут, скорее, правы женщины, когда говорят, что настоящие мужики перевелись. Не может тут помочь и кастовая теория. Эта семья – не шудры. Это типичные вайшью. Вайшью не отказываются от работы. Но почему этот вайшью только мечтает, но ничего не делает? То он мечтает разводить кроликов, то мечтает выращивать арбузы, но в реальности только делает спиртовые настойки и сам же их пьет. Почему он не считает, что этот дом его собственный? Нельзя тут свалить и на государство. В СССР не было такого перекоса в феминизм, как сейчас. Жене было не так уж легко, по случайному капризу, кинуть мужа ради алиментов и половины имущества.

Да матери Веры и в голову такое бы не пришло. Она принципиально не вмешивалась в мужские дела. Она сама могла бы вызвать электрика или сантехника, и заплатить за работу ей было чем. Но она ничего не делала, т.к. не хотела обидеть мужа, указав своей инициативой на его несостоятельность как главы семьи. То есть, никакого феминизма еще нет и в помине, но семья уже фактически перестала существовать. Каждый сам по себе. То, что мужчина не видит в семье свою собственность, не причина, а лишь одно из следствий кризиса института семьи.

Вероятно, название фильма намекает на то, что де мало в людях веры, вот они и мучаются. Автор фильма считает, что все ответы дает христианство. Может быть. А может быть, и нет. Модель патриархальной семьи перестала работать еще тогда, когда христианство было в силе. Те же самые проблемы, что показаны в фильме, разъедали человеческое общество и в 19 веке, и еще раньше. Хотя, наверно, меньше, чем сейчас.

Кадр из фильма
Кадр из фильма