Вся эта история точно могла бы и не произойти, если бы одним летним днем я не проснулась бы в отвратительном настроении. Такое настроение для меня обычно большая редкость, а если оно и наступает то все равно, продержатся в нем дольше пятнадцати-двадцати минут у меня никогда не получается, ну не могу я долго сосредотачиваться на одном, что поделать.
Когда я только приехала в Каунас, то некоторое время искала свое местечко. Своих мест, для работы, перекуса или отдыха у меня было тут уже не мало, но нужно было совершенно определенное место, где я могла бы расслабиться и вязать или писать, пить кофе и с удовольствием греть уши. Этим делом грешат все кто любит писать, потому что жизнь вокруг частенько подкидывает сюрпризы, которые интереснее любого романа.
Так, одним воскресным утром, которое я негласно выделила себе днем свободы не нужных мыслей, я нашла кафе, которое находилось на одной из старейших улиц города, где варили удивительно вкусный кофе, по смешной для Каунаса цене, где интерьеры сохранились с тех времен, когда в моде было делать вещи из дерева и украшать их качественной тканью и где не признавали картонных стаканчиков, неизменного и одного их моих любимых атрибутов современной жизни.
Но самым бесценным и интересным для меня было еще и то, что по воскресеньям, тут, после воскресной службы в ближайшей церкви, которые тут все, называют ласковым словом «Бажничя» собирались местные жители, пили чай, кофе и вели неспешные, уютные разговоры. Бабушки и дедушки, одевались в церковь, как на праздник и встречались друг с другом за чашкой кофе, всякий раз с такой искренней радостью, словно не виделись несколько лет.
Этим воскресным утром, я пришла немного позже: изменилось расписание автобусов, села вязать и пытаться прогнать плохое настроение, которое цеплялось за меня, словно репейник.
Много репейников.
Так много, что мне даже стало немного смешное, интересное, где это я успела их столько нацеплять?
- Девочка моя, почему ты такая грустная? Ты пьешь этот кофе, словно это последний напиток в твоей жизни! - Ко мне подсел строгий старик в белой кепке и клетчатой рубашке. Не успела я дежурно улыбнуться, и сказать, что все хорошо, как за моим столиком оказалось еще две бабушки, явно старые подруги, чей-то муж, старик, которого я видела тут уже несколько раз, обычно он мирно дремлет в углу пока его, похожая на серебристого воробья, жена обсуждает с кумушками последние новости.
Еще через пять минут за моем столиком, окружив меня заботливой стеной внимания сидели все мои летние, воскресные старики, в количестве семи штук.
- Можешь не стеснятся нас и рассказать все, что у тебя на душе. Все равно мы уже старые и можем просто забыть все то, о чем ты говорила.
- Да-да, и тебя завтра не вспомним.
Я рассмеялась, а потом подумала: «А что? Ведь я, в самом деле, потом уеду, и не понятно, встречу их еще раз или нет?» Хотя нет, лукавлю. Если честно, я часто езжу в Каунас и твердо знала, что непременно найду воскресение и ни одно, чтобы выпить кофе в этом кафе.
И неожиданно рассказала все. Все что было у меня на душе, за душой, по карманам. Завалялось в сумке на дне, и еще немного, развивалось у меня за спиной, словно плащ, правда, не очень актуальный в этот жаркий день.
- Ты не волнуйся, что мы медленно думаем. Просто мы делаем это качественно, - утешили меня мои старики.
А потом, неожиданно, раскидали мои проблемы словно шарики для пинг-понга в разные стороны. А может быть, смахнули словно хлебные крошки.
Наверное, это были одни из самых удивительных советов в моей жизни.
«У тебя есть мозги, ты пока об этом не очень думаешь, но научиться пользоваться ими никогда не поздно»
«Ну и что, что ошибок наделала? Все их делают, даже памятники. Хотя нет, на те делают все, что хотят птицы, но с другой стороны ты же памятник, чтобы позволять на себя гадить?»
«Покупай свежий хлеб в субботу утром до завтра. А по воскресениям ходи завтракать вне дома. Хотя бы чашка кофе, но чтобы вокруг были люди. Носи белую одежду, это для смелых, тот, кто носит белое ничего не боится. И еще ешь кашу, она еще никому не вредила. Кроме старой Дайвы, она умерла поперхнувшись кашей, но ей было сто три года!»
«… просто бывают такие мужчины и женщины, у которых хорошо получаются только дети, а все остальное время они просто лежат. Как рулон обоев».
«Нет, чай нужно пить только из чашки. И кофе тоже. Кефир можешь пить из бутылки, а картон, это как целовать манекен»
«Собирай ягоды в лесу. Если не умеешь варить варенье, то хотя бы получишь удовольствие от того, что набрала столько всего бесплатно!».
Я смеялась, пару раз даже записывала, что-то, мои летние старики разрешили, мы выпили столько крепкого черного кофе, что я начала всерьез опасаться за их здоровье, но барышня за кофейным столиком подмигнула мне и сказала, что после второй чашки, кофе у них — ореховый. Отчаянная гадость, я попробовала. Честно.
Что еще..
Да, пожалуй, что самый странный совет, который мне дали — если я поругаюсь со своим любимым человеком, надо поменяться с ним очками. Хотя бы темными. Я тихо сказала, что это, наверное, чтобы увидеть мир глазами любимого человека?
- Да ну что ты, милая, посмотри, как это смешно, - Едвига, одна из бабушек взяла со стола квадратные очки своего мужа и сразу превратилась в какого-то очень обаятельного жука с огромными глазами.
Да… пожалуй что это тоже отличный совет...
Вот такими вот оказались мои удивительные летние старики.