Найти в Дзене
ПИК "СтареЦ"

Музейный идиотизм или как вводят в заблуждение доверчивых посетителей

Я знаю, что археологи и музейные работники из-за этой статьи на меня косо смотрят и дышат ядом. На просторах интернета она уже несколько лет гуляет сама по себе с небольшими изменениями и редакциями. Но спустя годы я не поменял своего мнения и не отказываюсь от своих слов. Ведь я осознанно шёл на этот шаг, так как сила в правде!) Более того, за это время ничего не изменилось, а приведённые в качестве примеров ошибки по состоянию на 2020 год так и не были исправлены.

Поговорим на такую достаточно деликатную тему, как «ляпы» в информационных музейных стендах и ошибочную атрибуцию предметов. Ведь государственные музеи являются источником серьёзных сведений. Люди пишут научные работы, опираясь на музейные экспонаты и специализированную литературу в области истории и археологии.

Фото сделано 15 мая 2015 года одним из посетителей Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева (г. Владивосток, Россия) Александром Речевым.
Фото сделано 15 мая 2015 года одним из посетителей Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева (г. Владивосток, Россия) Александром Речевым.

Одно дело, если это просто опечатки либо орфографические ошибки на информационных стендах в музеях. Что тоже, конечно, удивляет, но не так сильно взрывает возмущённое сознание посетителей. Хотя для меня всё равно остаётся загадкой, каким образом сотрудники музеев, находясь каждый день на своём рабочем месте и проводя экскурсии для посетителей, могут не замечать подобные ляпы...

Полевая фотография с места археологической разведки места битвы при Молодях 1572 года (Подмосковье, Россия). В дальнейшем таким образом идентифицированный предмет попал в археологический отчёт, сданный в июле 2017 года.
Полевая фотография с места археологической разведки места битвы при Молодях 1572 года (Подмосковье, Россия). В дальнейшем таким образом идентифицированный предмет попал в археологический отчёт, сданный в июле 2017 года.

Но вот, когда археологи (в Подмосковье после окончания в июле 2017 года археологической разведки места битвы при Молодях 1572 года) в своём отчёте атрибутируют находку как «декоративную деталь одежды или сбруи» вместо обыкновенной хватки от крышки самовара (малинки), это уже вызывает большие опасения! Ведь дальше этот археологический предмет поступит в фонд какого-то государственного музея. А как его там потом обзовут - большой вопрос! Заметит ли кто из специалистов данную ошибку, остаётся только догадываться...

Фото сделано 30 декабря 2016 года одним из посетителей краеведческого музея города Алушты (Крым, Россия) Эльвирой Ниссен.
Фото сделано 30 декабря 2016 года одним из посетителей краеведческого музея города Алушты (Крым, Россия) Эльвирой Ниссен.

В итоге всё это выливается в некоторые парадоксы. Вот например, в экспозиции государственного краеведческого музея города Алушты (Крым, Россия) на полном серьёзе демонстрируются обыкновенные элементы конской упряжи (в простонародье "конина") и выдаются (вы только вдумайтесь!) за турецкие мундирные пуговицы XVIII-XX вв.

Видимо, по мнению данных сотрудников музея по всей русской земле веками ходили-бродили турки и теряли в каждом поле в огромном количестве свои мундирные пуговицы!) Причём даже в Сибири и на Дальнем Востоке!)))

И ведь самое смешное - увидев однажды этот бредовый стенд в музее, кто-нибудь из доверчивых посетителей будет в дальнейшем думать, что это исторически верная информация, и при случае станет с пеной у рта доказывать свою правоту, выставляя себя полным идиотом!)))

Между прочим, в Алуште работникам музея об этих "пуговицах" многие посетители говорят, но они отвечают, что так записано в реестре, и ничего не исправляют.

Просто смешная картинка-демотиватор, позаимствованная из открытых источников на просторах интернета.
Просто смешная картинка-демотиватор, позаимствованная из открытых источников на просторах интернета.

В качестве ещё одного забавного примера можно привести реальные случаи, когда в некоторых музеях обычные печные ухваты обзывают рогатинами и рассказывают как с ними "ходили на медведя". Хоть смейся, хоть плачь...

Кстати, следует отметить, что большинство работников музеев позиционируют себя высокообразованными и исторически грамотными специалистами. После таких перлов это утверждение, как минимум, подвергается сомнению...

Стоит также заметить, что ошибиться может каждый. Главное - способность признать ошибку и исправить, чтобы не вводить в заблуждение других посетителей.

Я понимаю, что немножко злая такая получилась статья, язвительная. Но зато справедливая!) К обоснованной критике готов прислушаться. Всем добра!

А какие ляпы вы встречали в музеях? Может есть, что добавить?

Автор статьи: Денис Шибаев (в редакции 08.07.2020г.)