Годы Великой Победы всё дальше уходят в прошлое, но приятно осознавать, что память о тех сложных и героических временах по-прежнему с нами.
И продолжает воплощаться в современном изобразительном искусстве с присущими ему художественными вкусами 21 века. Сейчас речь о концепте (и реальном воплощении) очередного памятника советскому солдату, воздвигнутому во Ржеве. Мы говорим – очередному, ведь таких произведений немало на постсоветском пространстве. Но этот – детище 21 века – особенный, и отлично отражает мировоззрение современного человека.
Строго говоря, это не просто памятник, а - главное украшение Ржевского мемориального комплекса, на котором помимо статуи оборудована аллея, панели с именами погибших воинов и т.д. Весь мемориал посвящён памяти советских солдат, павших в боях подо Ржевом в 1942—1943 годах, в ходе Великой Отечественной войны.
Новый солдат – настоящий колосс в 25 метров высотой. У него очень интересная конструкция, а в руках 9-метровый ППШ. Произведение получилось монументальным и впечатляющим.
Автором проекта стал молодой и очень талантливый скульптор Андрей Коробцов, установить конструкцию помог архитектор Константин Фомин, ведь с такими масштабами без специалистов не обойтись.
Бронзовый солдат стал собирательным образом, по словам самого скульптора, для позирования не брался какой-то определенный человек, внешний облик советского воина создавался по фотографиям солдат, воевавших подо Ржевом, взятых из архива Министерства обороны РФ.
Может быть, оттого и кажется его лицо немного знакомым, что в суровых чертах сошлась боль и борьба целого поколения советских мужчин?
Нижняя часть статуи показана красивой стилизацией, благодаря ей солдат словно парит в воздухе, превращаясь в сплоченную стаю птиц, вещающих о мире, навеки свободных – это 35 бронзовых журавлей, визуально облегчающих массивную конструкцию. Вряд ли стоит напоминать, какое символическое значение имел журавль во времена ВОВ?
Эффект воздушности дополняется местоположением памятника – как и всегда – на возвышенности. Открытое пространство вокруг не только позволяет оценить его масштабы, но и заметить произведение издалека. Да и сам солдат словно наблюдает за горожанами и гостями комплекса со своей недостижимой высоты.
Хотя по словам самого скульптора Андрея Коробцова это не совсем так: «Он смотрит не на посетителей памятника — живых людей, ради которых он отдал жизнь, а как бы внутрь себя. Поэтому мы сделали его лицо умиротворённым, задумчивым и даже отрешенным».
Так ил иначе, памятник получился грандиозным напоминанием грядущим поколениям о великой роли России, преемницы СССР, в исходе Второй мировой войны.