27 апреля 1985 года американские спутники разведчики зафиксировали в районе Афганско-пакистанской границы мощный взрыв.
Воронка, которая образовалась после этого взрыва, имела радиус 80 метров. Что это ?
Служба перехвата советской 40-й армии отметила интенсивный радиообмен, который вели в эти дни вертолеты пакистанских ВВС. Пакистанские летчики говорили о том, что неподалеку от пакистанского города Пешавар (важнейший центр пуштунского населения страны) идет ожесточенный бой.
В 127 году Пешавар (на тот момент Пурушапура) был величайшим центром буддийской теологии и привлекал множество паломников со всего буддийского мира. Большая часть населения того периода были индуистами, а знать зороастрийцами. Однако все буддийские храмы того периода, включая одно из лучших произведений буддийской архитектуры,- Ступа Канишки, были впоследствии разрушены мусульманскими завоевателями, которые провели жесткую политику насильственной исламизации, что повлекло за собой стремительное сокращение населения города и упадок его экономики. Лишь вначале ХVI века началась стремительное возрождение города как торгового центра. После ввода советских войск в Афганистан Пешавар стал политическим центром для антисоветского движения моджахедов и был окружен огромным лагерем афганских беженцев. Многие из афганских беженцев остаются там и по сей день.
Итак, информация об ожесточенном бое неподалеку от Пешавара вызвала изумление у советского командования. Было непонятно кто устроил там войну с использованием такой огромной огневой мощи.
За годы войны в Афганистане без вести пропали 417 советских военнослужащих, но в начале 80-х у тех из них, кто все еще был жив, появился реальный шанс выбраться из неволи. Судьбой пленных этой необъявленной войны заинтересовался международный красный крест. Лидерам афганской оппозиции под угрозой прекращения помощи с Запада было предписано создать на территории Пакистана несколько специальных лагерей и переправлять туда захваченных в плен советских солдат.
Колоссальный взрыв, который увидели американцы из космоса, произошел неподалеку от кишлака Бадабер, где находился лагерь афганских беженцев, а также организованный при нем "Центр подготовки боевиков Халида ибн Валида", названный в честь одного из военачальников пророка Мухаммада, также он имел прозвище "Меч Аллаха".
Халид ибн Валид известен как полководец не побежденный в битве ни разу, не любил отсиживаться в обороне, предпочитая наносить удары первым, заставая врага врасплох. Над местом его захоронения построена большая мечеть, носящая его имя.
Помимо размещения в этом кишлаке лагеря афганских беженцев и центра подготовки, там также содержались советские военнопленные.
Этот кишлак находился в так называемой "Зоне племен". Хотя формально район "Зоны племен" входит в состав Пакистана реальная власть здесь принадлежит вождям пуштунских племен. Тут нет ни полиции, ни армии. Здесь властвует кодекс кочевников, со своей жестокой и непреклонной логикой.
Правительство Пакистана делало вид, что не имеет понятия что именно произошло в Бадабере. Но вскоре стало известно, что сразу после инцидента президент Афганистана Бурхануддин Раббани был вызван в Исламабад. Ему было приказано в скорейшие сроки ликвидировать следы боя и таинственного взрыва.
Вскоре после этого Раббани провел в Исламабаде конференцию на которой сообщил, что в Бадабере между двумя группами моджахедов произошла незначительная перестрелка. Однако тогда же ГРУ удалось перехватить радиограмму, подписанную Гульбеддином Хекматияром (афганский полевой командир, отличающийся особой жестокостью и бескопромиссностью). Из этой радиограммы можно было сделать вывод, что в Бадабере разыгралась кровавая драма с участие советских военнопленных.
После этого некоторые советские воинские части, расположенные на границе с Пакистаном, были приведены в боевую готовность.
А кишлак Бадабер хоть и находился в зоне независимых племен юридически все таки принадлежал Пакистану.
Так что же произошло в лагере ?
Вместе с советскими войсками против оппозиции воевала и армия Кабульского режима. С помощью Москвы в Афганистане к власти пришли политики, которые стремились построить социализм в полуфеодальной мусульманской стране. Солдаты Кабульского режима не редко попадали в плен к моджахедам и именно они рассказали, что в Бадабере произошло восстание. Взбунтовавшиеся против своих мучителей пленные советские солдаты захватили склад боеприпасов моджахедов, вокруг которого и завязался бой.
Пленные афганцы рассказали, что советских военнопленных в лагере было 12 человек. Но они не смогли назвать их имена, так как моджахеды содержали советских военнопленных под исламскими именами.
Только в 1992 года Пакистан сообщил Российскому правительству подлинные имена семерых пленных, которые погибли во время восстания. Но каковы фамилии и судьбы остальных ?
Послу России в Афганистане (в период 17.02.2004-21.09.2009) Замиру Кабулову было позволено выехать в Бадаберу для выяснения обстоятельств трагедии. В те годы он служил в посольстве СССР в Пакистане рядовым дипломатом. У него получилось найти местного свидетеля этих событий, который и рассказал ему о том, как шел бой.
По показаниям единственного свидетеля, которого удалось розыскать моджахеды издевались над пленными советскими солдатами в результате чего для защиты своей чести им пришлось поднять вооруженное восстание.
Существование в лагере Бадабер не оставляло никаких надежд на будущее. На ночь всех пленных советских солдат связывали одной веревкой и для того, чтобы сходить в туалет приходилось вставать всем.
Когда в лагере появился новый узник, казалось это ничто не сможет изменить в судьбе советских военнопленных. Родом он был с Украины. По возрасту старше прочих советских военнопленных и обладающий решительным характером. Моджахеды дали ему имя Абдурахман. Настоящее имя этого человека установить не удалось. Известно что в Бадабере было два выходца с Украины, отличающихся по возрасту от остальных пленных,- Виктор Духовченко 1954 года рождения, который призывался из Запорожья, и Николай Шевченко родом из Сумской области 1956 года рождения. Кому из них моджахеды присвоили имя Абдурахман еще предстоит выяснить, но именно этому человеку суждено было сыграть главную роль в событиях, которые разыгрались в окрестностях Пакистанского Пешавара.
Была ли у Абдурахмана четкая программа действий и подготовка диверсанта или в нем просто был силен дух свободы свидетель Насирджон не знает, так как славян содержали отдельно от остальных советский военнопленных, а за каждое слово приходилось получать побои, но то, чт о история с футболом была затеяна неспроста у него сомнений нет.
Игра в футбол при однообразном образе жизни была развлечением не только для пленных, но и для их мучителей. Первый матч русские проиграли со счетом 2:7. Свидетель Насирджон считает, что это было сделано специально, чтобы усыпить бдительность моджахедов.
Благодаря игре в футбол славянам удалось определить сколько всего собирается на футбольной площадке моджахедов, как они вооружены и насколько сохраняют бдительность в азарте игры.
Правда за это пришлось заплатить синяками и ссадинами, но пленным к этому было не привыкать.
Свидетель Насирджон заявил, что манера игры Моджахедов в футбол была грубой, с подножками и толчками, играя они пытались унизить своих соперников грубым поведением.
Но прит подготовке схемы восстания расчет был даже на эту грубость. Однако в планы заговорщиков неожиданно вмешался драматический случай,- несколько охранников изнасиловали советского военнопленного, которому моджахеды дали имя Абдулла.
Это насилие стало последней каплей. С этого момента отчет времени до начала мятежа пошел на часы. Мы не знаем при каких обстоятельствах попали в плен узники Бадабера, но даже в памяти врагов они остались героями и искусными воинами.
26 апреля 1985 года в лагере должен был состояться очередной футбольный матч.
Моджахеды как обычно играли грубо в результате чего травма Абдурахмана ни у кого не вызвала подозрений. Абдурахман сказал, что у него болит нога и попросил его заменить, а сам ушел с поля.
Большинство моджахедов смотрели футбол, так как других развлечений такого рода не было.
Абдурахман подошел к моджахеду по кличке Бабай и попросил закурить, в момент когда тот хотел дать ему закурить, Абдурахман обезвредил Бабая, сбил замок со склада с оружием и позвал других советских военнопленных. Также Абдурахман дал очередь из автомата над головой. Все русские военнопленные подбежали и взяли оружие. Всего их было 11 человек. Они взяли автоматы и начали стрелять в воздух, в людей не стреляли, при этом кричали "Уходите все. Мы будем разговаривать только с Раббани".
Было очевидно что советские пленные пытались избежать кровопролития. Это также подтверждают и моджахеды. Тогда еще была надежда договориться.
Вечером приехал Раббани. Он вышел к восставшим и начал уговаривать их сложить оружие, обещая в этом случае отпустить их на вес четыре стороны.
В ответ духовному лидеры исламского общества Афганистана военнопленные рассказали о факте надругательства над их товарищем со стороны моджахедов. Тогда Раббани позвал того, кто надругался, его звали Таджимет, который начал клясться что он этого не делал. Однако Раббани приказал расстрелять этого Таджиметта и его застрелили.
Затем Раббани сказал военнопленным, что он выполнит то, что они хотели и предложил сложить оружие, но пленники понимали, что другого шанса вырваться на свободу у них не будет. Они потребовали, чтобы Раббани связался с Советским посольством в Исламабаде и сообщил о том, что в Бадабере содержатся советские военнопленные.
Абдурахман пообещал, что после того, как в лагерь прибудет представитель посольства, они сложат оружие.
Но Раббани отдал приказ стрелять в восставших военнопленных. По восставшим был открыт огонь из стрелкового оружия. Однако Раббани также приказал гранатометчикам приготовиться открыть огонь так чтобы их видели восставшие, но огня пока не открывать, рассчитывая что те сдадутся.
Здание оружейного склада в котором укрылись советские военнопленные были по сути пороховой бочкой ,- если бы в него попали из гранатомета, то оно могло в одно мгновение превратиться в братскую могилу, причем не только для восставших, но и для моджахедов, которые осаждали захваченный арсенал.
Это понимали обе стороны, но у пленных не было выхода и к утру они сделали свой ход,- русские выкатили на крышу миномет и начали стрелять , в результате несколько моджахедов получили ранения.
Сотня моджахедов окружили арсенал и завязался скоротечный ожесточенный бой. При этом пленный Насирджон со своими товарищами по плену, которые содержались отдельно от русских,- Канатом (пленным из Казахстана), который ранее сошел с ума еще до этой истории и армянином спрятался в подвале неподалеку от футбольного поля. Они видели некоторые подробности этой схватки.
Раббани приказал выстрелить по русским из пушки, снаряд попал в помещение где военнопленные обычно чистили оружие моджахедов и раздался очень сильный взрыв. Все вокруг взрывалось и казахстанец Канат, не понимавший что нужно прятаться в результате психической травмы от издевательств, был убит упавшей балкой.
Однако, будущий президент Афганистана Раббани, отдавший приказ стрелять из пушки по арсеналу уверяет, что все было совсем не так.
Раббани заявил, что один из моджахедов случайно без его команды выстрелил и попал в арсенал в то время как советские военнопленные находились на крыше арсенала. В результате от арсенала почти ничего не осталось. Погибли не только русские и захваченные ими моджахеды, но и многие их тех, кто был в оцеплении.
В арсенале находились в том числе ракеты, которые начали взлетать и взрываться. В результате почти весь кишлак Бадабера был уничтожен.
Командованию моджахедов стало понятно, что эти события грозят им большими проблемами. Едва рассеялась пыть от взрывов они начали лихорадочно заметать следы.
Моджахеды кричали "Аллах Акбар", затем вытолкали Насирджона с армянином из их укрытия собирать все что осталось от погибших в одну яму. По описанию Насирджона они поскидывали остатки тел в воронку от этого страшного взрыва. На следующий день единственные оставшиеся в живых советские военнопленные Насирджон и армянин, которому моджахеды дали имя Исламуддин, были переведены в другой лагерь.
Все что осталось от кишлака Бадабера вскоре снесли. Насирджона Рустамова еще долгих семь лет прятали в пакистанских лагерях. Лишь в 1997 году когда моджахеды пришли к власти в Афганистане ему предложили выбрать свое будущее. Насирджон Рустамов предпочел вернуться на родину в Узбекистан. Армянин Исламудин,- второй оставшийся в живых свидетель трагедии, предпочел принять предложение и уехать на Запад. За годы плена Насирджоон так изменился что родные не могли сначала узнать его.
А что вы думаете обо всем этом ? Напишите свое мнение в комментарии, поставьте лайк, подпишитесь на канал.