Найти тему
Александра Гермаш

Гонка «Дакар» - все ли знают, что это такое?

Дакаровский символ - Бедуин
Дакаровский символ - Бедуин

Начало и продолжение можно увидеть перейдя на канал.

Дакар это одна из великих мировых автомобильных гонок, проводимых по правилам спортивной дисциплины, называемой в России – «Ралли-рейды» (Р-Р).

Спортивная багга в действии
Спортивная багга в действии

Как ни странно, но Дакар, о котором знают, кажется, все без исключения во всём мире, и полагают, что это что-то похожее на Чемпионат Мира в автоспорте, официальным рейтинговым соревнованием ФИА (Всемирная Федерация автоспорта) не является. Это, по сути, большая клубная гонка. Когда-то в доисторические времена, гонка Дакар и в самом деле, являлась одним из этапов розыгрыша Кубка Мира по Ралли-рейдам. Но с некоторого времени, соревнование утратило такой статус, сохранив при этом величайший авторитет одной из самых престижных гонок современности.

Под брендом «ДАКАР» проводятся самые сложные внедорожные ралли, собирающие лучших профессиональных пилотов мира, а также гонщиков-любителей, желающих участвовать в соревнованиях, проводимых по правилам автоспорта в дисциплине Ралли-Рейды.

За рулём таких автомобилей лучшие в мире пилоты
За рулём таких автомобилей лучшие в мире пилоты

Стандартом этой автомобильной дисциплины является преодоление в спортивном режиме определённого набора различных видов трудностей в их сочетании.

К таким трудностям относятся шесть основных:

1) Техничное скоростное пилотирование в условиях тайны маршрута,

2) Преодоление маршрута с различным дорожным покрытием, включая тяжёлое бездорожье и форсирование водных преград,

3) Неукоснительное следование заданным спортивным маршрутом,

4) Сложное, скоростное ориентирование экипажей в незнакомой им местности,

5) Выносливость на протяжённых дистанциях,

6) Разумное распределение сил и технического ресурса машины на всю дистанцию гонки от старта до финиша.

Некоторые важные Правила Р-Р

Правила проведения гонки, если упростить их до понимания самого невзыскательного зрителя, очень просты, - наперегонки, кто быстрее, тот победил. Это, безусловно, базовый принцип данного вида соревнований. Но, но, но. Имеется очень много всяческих «НО», поговорить о которых, раз уж есть такая возможность, не будет лишним.

Вот, к примеру, лёгкая атлетика, где бегуны соревнуются в скорости: прибежал первым, значит победил, - куда уж понятней и проще. Но и здесь целый свод правил и своя регламентация:

- Все побежали, а кто-то ещё в раздевалке;

- Все бегут по своей дорожке, а кто-то делает заступ на чужую, или бежит через футбольное полу напрямки;

- Все стоят на старте, а кто-то уже побежал, то есть - фальстарт.

Урегулировать всё и навести порядок, должны чёткие правила. Правил много даже в, казалось бы, простых с виду дисциплинах, что уж говорить о такой технически и организационно сложной дисциплине, как Ралли-рейды. Здесь для участников, простые «наперегонки» не получаются.

Во-первых, слишком разнятся технические средства: машины все разные, их необходимо классифицировать, для уравнивания шансов соревнующихся. Ведь нелепо-же соревноваться грузовику с быстроходным легковым внедорожником, или мотоциклом. А может кому-то придёт в голову поставить на старт болид из Формулы-1, - а почему бы нет? С целью регламентации состязательных условий введена четкая классификация спортивных транспортных средств. Не станем сейчас касаться квадроциклов, мотоциклов и прочего, а поговорим только о джипах и грузовиках, которые традиционно привлекают к себе наибольший интерес публики.

Автомобили

К соревнованиям допускаются легковые и грузовые автомобили.

Вес легковых автомобилей в снаряжённом виде не должен превышать 3500 кг.

Вес грузовиков от 3500 кг. То есть всё на 4-х колёсах, что тяжелее легкового джипа.

Легковые машины составляют группы.

Т1 - Это модифицированные автомобили, специально подготовленные для ралли-рейдов (Суперпродакшн). Фактически это спортивные прототипы - болиды-внедорожники, составляющие главную «ударную силу» гонки, показывающие наивысшие достижения в скорости и пилотируемые самыми известными на планете гонщиками.

Эта категория подразделяется на:

- бензиновые полноприводные.

- дизельные полноприводные.

- бензиновые с двумя ведущими колёсами (Багги).

- дизельные с 2-мя ведущими колёсами (Багги)

Класс легковых автомобилей - Суперпродакшн
Класс легковых автомобилей - Суперпродакшн

Соревнования в этой категории интересны тем, что большие автомобильные концерны закладывают в конструкции машин те ноу-хау, которые, возможно, завтра появятся на серийных машинах. Здесь они доказывают всему миру состоятельность и зрелость собственных конструкторских идей, подкрепляя всё это тем, что за руль садятся настоящие звёзды мирового автоспорта.

Т2 - Это серийно выпускаемые внедорожники (Продакшн).

Они подразделяются на:

- бензиновые

- дизельные

Соревнование в категории «Продакшн» хоть и не отличаются самой высокой на Дакаре скоростью машин, но интересны тем, что соревнуются купленные в автомагазине обычные серийные автомобили, дополнительно оборудованные по требованиям обеспечения безопасности, с весьма незначительной доработкой подвески.

Категория легковых автомобилей Продакшн
Категория легковых автомобилей Продакшн

Здесь у соревнующихся экипажей нет каких-то тайных ноу-хау, обеспечивающих им техническое преимущество перед остальными, а главным является, собственно, мастерство пилотирования и безошибочная работа штурмана. То есть спорт в чистом виде. Интересно и то, что здесь есть возможность реально оценить насколько надёжны Тойоты, Мерседесы, Фольксвагены, Ниссаны и прочие автомобили разных производителей, поставленные в условия жёсткого экстрима.

Грузовики (Т4), как и легковые автомобили составляют две группы:

- Продакшн (серийные машины);

- Суперпродакшн (модифицированные автомобили).

Класс грузовиков Т4
Класс грузовиков Т4

Этим технические аспекты правил не исчерпываются. Но вдаваться в слишком глубокие подробности утомительно, поэтому опустим их. Болельщиков в большей мере интересует тот экипаж, который быстрее всех остальных. То есть тот, который побеждает в зачёте «абсолют» - самый, самый быстрый. Но для специалистов такой простоты не достаточно для понимания всех тонкостей и бесчисленных аспектов технических преимуществ, или конструктивных недостатков транспортных средств. Они смотрят на предмет более пристально, и не обязательно отдают своё предпочтение самому быстрому.

Немыслимо быстрый Робби Гордон
Немыслимо быстрый Робби Гордон

Бывает, что занимая место во втором десятке, пилот вызывает к себе столь глубокое уважение, что становится объектом длительного и пристального интереса с их стороны.

Техническое обслуживание (техническая поддержка)

Автомобили разрешено обслуживать и ремонтировать силами зарегистрированных на гонку механиков команд, только в специально отведённых для этого зонах сервиса и в специально отведённое время. Зоны сервиса располагаются на бивуаках и ремонт, как правило, происходит ночью.

Ремонт поломавшейся машины на зачётной трассе в ходе гонки возможен, но только силами самого экипажа, или любого другого экипажа, участвующего в гонке. Я уделю этому важному моменту внимание, когда коснусь в своих обзорах Дакара темы командной тактики. Посторонняя помощь запрещена. Мы часто видим, как зрители помогают вернуть на колёса перевернувшиеся автомобили. Строго говоря, это наказуемое нарушение со стороны экипажа.

Посторонняя техническая помощь запрещена
Посторонняя техническая помощь запрещена

Он обязан самостоятельно справиться с проблемой. Если кто-либо из других участников напишет протест, то КСК (комиссия спортивных комиссаров) может оштрафовать экипаж, воспользовавшийся посторонней помощью. Об этом знают все, но между гонщиками принято не подавать в таких случаях друг на друга протесты, а судьи относятся к таким ситуациям терпимо. Если протест, всё-таки, будет подан, КСК обязана будет рассмотреть его по существу, и обязательно наказать нарушителя. Памятен эпизод одного из Дакаров, когда знаменитого мотогона - Марка Кому наказали именно в результате протеста, поданного на его действия, противоречившие регламенту.

Время, потраченное экипажем на ремонт, это потерянное время.

Почему гонку стартовавшую в Южной Америке, а теперь переехавшую в Саудовскую Аравию по прежнему называют «Дакар»?

Довольно часто мне задают один и тот же вопрос: - «Почему гонка, стартующая и финиширующая в разные годы в разных местах, называется Дакаром?». Ничего удивительного в таком вопросе нет, и то, что посвящённым в тему кажется само собою разумеющимся, людям далёким от тематики ралли-рейдов может быть совсем непонятным. Как мне, например, непонятно то, почему это русских певиц-девочек зовут мальчиковыми именами - одну Максимом, а другую Славой. В случае с Дакаром, кажется всё проще, и разъяснение на этот счёт попробую дать прямо сейчас:

Само слово «Дакар», вслед за словом «Баха», давным-давно сделалось нарицательным, всё меньше отвечая географическому соответствию своего изначального смысла. Когда-то словосочетание «Париж - Дакар» было столь устойчивым, что казалось, стартуй гонка не из Парижа, так это уже и не будет та самая гонка, а какая-то совсем другая, не вполне правильная. Дакар давно перестал стартовать в Париже, место старта кочевало от одной точки к другой, прописавшись на некоторое время в Лиссабоне. И что? Случилось что-либо катастрофическое? Да ничего подобного. Строго говоря, западная Европа, по которой традиционно с 1978-го года проходили первые этапы Дакаровской гонки, это не вполне подходящая для соревнований территория. И то обстоятельство, что старт давался именно с Европейского континента, это не более, чем дань традиции, стартовать из наиболее удобного места сбора участников соревнования.

Грозный соперник наших Камазов
Грозный соперник наших Камазов

Спортивный аспект играл здесь последнюю роль. В итоге Дакар, сохранил за собой привычное всем имя и покинул «Родину». Он перебрался за океан, прописавшись вначале в Аргентине, затем в Чили, в Перу, а теперь переехал на Аравийский полуостров в Саудовскую Аравию. Стал ли Дакар от этого менее престижным, и пострадал ли хоть один состязательный аспект в результате такого перемещения? Думаю, нет. Не пострадал, как по аналогии с этим не пострадала старшая чем Дакар по возрасту традиционная мексиканская «Баха-1000 миль» от того, что подарила своё имя отдельному направлению в соревнованиях по ралли-рейдам. Бахи теперь проводятся повсеместно в мире, по ним даже устраивается специальный розыгрыш Кубка Европы. В свою очередь столица Сенегала Дакар, дала имя отдельному виду авто спортивных соревнований, имеющих собственный стандарт сложностей для участников и определённый уровень организации и судейства.

Быстрее вертолёта
Быстрее вертолёта

Таким образом, факт миграции Дакара с одного континента на другой, это отражение объективного процесса, происходящего в автоспорте. Он отвечает задаче наиболее полного соответствия уровня соревнования, всем важнейшим его аспектам, включая безопасность и развитость инфраструктурной среды. В этом смысле Дакару куда уютнее в Америке и Аравии чем это было в опасных Африканских пустынях. Всё-таки ценность человеческой жизни, несопоставима ни с какими соображениями спортивной состязательности и прелестями экзотических пейзажей Сахары.

Конец части. Продолжение следует.

Начало и продолжение можно увидеть перейдя на канал.

Подписывайтесь, пожалуйста, на канал – там и в самом деле есть кое-что интересное, и если Вас не затруднит, ставьте, пожалуйста, лайки. Это не стоит никаких усилий, но принесёт большую пользу автору, потратившему время и употребившему усилия, чтобы немного отвлечь вас от повседневной рутины. Спасибо, что дочитали до конца.

ХВГ. 03.07.2020.