Чаевые: это добровольный способ благодарности или обязанность оплатить хорошо оказанные услуги?
Сегодня, зайдя в кафе выпить кофе, я получила огромное удовольствие.
Вежливый и внимательный персонал, быстрое обслуживание, ненавязчивый сервис, вкусный кофе.
Естественно, получив заряд положительных эмоций мне захотелось сделать приятное человеку, который сделал мой день - оставить чаевые.
Ключевое в данном вопросе - добровольное желание клиента.
А как быть, если вам принесли чек, в который включены «чаевые» отдельной строкой – так называемый процент за «сервис»?
Должен ли клиент платить в этом случае? А если официант хамил, долго обслуживал? За что тогда клиент должен платить? И даже если в заведении размещена информация, что взимается плата за «сервис»?
Роспотребнадзор и судебная практика, в этом вопросе единогласны – навязывание «чаевых», принуждение к оплате «сервиса» является ущемлением прав потребителя.
Правила оказания услуг общественного питания (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036) и Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» разъясняют, что:
исполнитель обязан доступно и наглядно донести до потребителя необходимую и достоверную информацию об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 12 Правил);
среди прочей информации должны быть приведены перечень услуг, условия их оказания, цена в рублях, и порядок оплаты услуг (ст. 10 Закона);
исполнитель наряду с оказанием услуг общественного питания ВПРАВЕ предложить потребителю другие возмездные услуги, однако он НЕ ВПРАВЕ без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату согласно (п.24 Правил);
условия договора, УЩЕМЛЯЮЩИЕ ПРАВА потребителя по сравнению с правилами, установленными законами, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они возмещаются исполнителем, продавцом в полном объёме (ст. 16 Закона).
Кроме того, в стоимость продукта уже включена оплата за обслуживание, зарплата персонала, аренда и другие составляющие цены продукта.
Такая сумма не является по своему существу платой за товар или оказанные услуги, она может расцениваться лишь как премиальные, предназначенные лично официанту.
Однако, оплата труда персонала – это обязанность работодателя, которая не может быть возложена на клиента.
Также, в большинстве случаев указанный «сбор» не поступает в кассу предприятия и является «неоприходованной выручкой». Этот факт ОЧЕНЬ может заинтересовать налоговые органы, согласитесь?!
Таким образом, вы можете отказаться оплачивать «дополнительный сервис» или «чаевые» официанту.
Как поступить, если вам принесли чек, в который включены чаевые («допсервис») и вы не хотите их оплачивать:
пригласить менеджера и попросить разъяснить, что входит в данную услугу и почему стоимость услуги не включена в стоимость продукта;
попросить исключить «чаевые» из счета, так как вы не довольны обслуживанием и вам не ясно за что вы дополнительно должны платить;
проинформировать, что вы обратитесь в Роспотребнадзор и налоговые органы для установления правомерности взимания с вас дополнительной платы;
если вам отказали, то вы можете оплатить счет и жалобу на неправомерные действия в вышеуказанные органы.