Когда выпускать на сцену сниженное слово? Как упрощение обкрадывает речь? Филолог Алексей Татаринов о новой синонимии, ресурсах русского языка и встрече мата с искусством.
«Даже самый шикарный литературоцентричный многоэтажный мат ограничен в ресурсах. По моим наблюдениям, человек часто заменяет этими словами те, что гораздо богаче. Лучше бы сказать их, мысль была бы и точнее, и объёмнее, и сложнее.
Это определенное упрощение, особенно у молодежи, когда так называемая «Новая синонимия» происходит. Какое-то одно «нехорошее» слово заменяет двадцать обыкновенных.
Представьте, 1988 год, я с матерью случайно попал в московскийт студенческий театр МГУ. Мы проходили мимо, там толпился народ и давали спектакль по пьесе Венедикта Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора».
Билетов не было, и вдруг нам предлагают два. Не собирались, но эти билеты взяли. Нам сказали, что пьеса будет идти пять часов.
Мы зашли в зал, это был зал церкви Святой Татьяны. В то время в театре играли полупрофессиональные актеры очень высокого уровня.
Пятнадцать минут на сцене шёл скучный допрос врача, а по-настоящему гэбиста, политического заключенного. Все так сопят носами, в зале профессура, и вот открывается задняя дверь, входит медсестра и допускает в разговоре с врачом одно сниженное слово.
Я сижу с матерью, мне двадцать один год, думаю, показалось. Шоколадки перестали шуршать — народ замер».
Что было дальше, и как мат стал катарсическим? Смотрите эту мысль до конца.
Согласны с мнением героя и хотите добавить что–то важное, или вы против? Поделитесь мыслями в комментариях.
О герое:
Новый герой проекта MЫSLI — Алексей Викторович Татаринов — профессор филологии в третьем поколении, мыслит эпохами. В его интервью писатели и философы словно становятся участниками разговора. Уверен: чтобы не перегореть, надо гореть постоянно.
С детства герой был погружен в смыслы, слова и образы. По его собственному определению, другого выбора не было: жил с дедом и бабушкой, учёными-филологами, и впитывал всё, что мог, проводя время с книгами.
В армии влюбился в прозу Леонида Андреева, которая определила дальнейшее мировосприятие. Закончив филфак Башкирского Государственного Университета, Алексей Викторович защитил кандидатскую диссертацию «Формирование мифологического реализма в творчестве Л. Андреева (1898 - 1911)». Спустя десять лет защитил докторскую на тему «Художественные тексты о евангельских событиях: жанровая природа, нравственная философия и проблемы рецепции».
Татаринов-преподаватель видит себя в роли Вергилия: как и герой Данте, он идет рядом и поддерживает студента во время «смыслового удара» на первых курсах филфака.
Сейчас Алексей Викторович заведует кафедрой зарубежной литературы филологического факультета КубГУ, преподает на филфаке, факультете романо-германской филологии и на факультете журналистики. Читает курсы: «История зарубежной литературы средних веков и Возрождения», «История религий», «История зарубежной литературы рубежа 19-20 вв.», «Современная зарубежная литература», «Мировая художественная культура», «Литература и религия», «Филология в системе современного гуманитарного знания».
Область научных интересов — современная проза, религия, зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения. На основе научных исследований героя опубликованы монографии, учебные пособия, статьи в России и за рубежом.
Профессор Татаринов – автор проекта «Современная литература», в рамках которого продолжают выходить в свет научные сборники статей «Современная литература: писатели, тексты, идеи» (2012), «Современная поэзия: русская и зарубежная» (2011), «Современный роман: русский и зарубежный» (2010).
С 2013 года Алексей Татаринов рецензирует русско-польский журнал «Религиозная и сакральная поэтика».
Награды и призы:
Лауреат конкурса «Лучшие учёные КубГУ» (2009, 2011, 2013 гг.)
Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2011) и журнала «Наш современник» (2012) за лучшую литературно-критическую публикацию
Лауреат конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, который проводит Фонд развития отечественного образования, за книгу «Нирвана и Апокалипсис: кризисная эсхатология художественной прозы».
Плейлист героя смотрите на канале МЫSLI по ссылке.
_____________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на наш канал в «Дзене», впереди много интересных мыслей.
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях: