«Роса смерти» как сюжет для произведения
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Анимационная лента «Потец» (ссылка на неё приводится в конце материала) возникала в прямом смысле слова в «смутное время»: на закате перестройки, когда рушился Советский Союз. А потому её очень сложно отнести к собственно советским мультиками, но и российской оная по большому счету не является. А потому «смутной» является и суть этой ленты
Сразу же оговоримся, что указанный мультфильм в состоянии повергнуть в сумрачное полу-шоковое стояние любой не слишком-то окрепший ум. В своё время «Потец» полагали едва ли не «самым хоррором» отечественной анимации. Хотя его литературная основа возникала задолго до всякого рода Перестроек
По большому счету мультфильм стал мистеральной экранизацией в высшей мере странного текста, который был создан во второй половине 30-ых годов Александром Введенским, любившего экспериментировать со всякого рода «заумной бессмыслицей». Это вовсе не было каким-то вызовом, по этой причине его тексты не проходили цензуру, но не запрещались как таковые. Они просто не печатались (в отличие от детских книжек)
Однако если принимать во внимание, что в своё время Введенский был активным участником творческой группы «Чинари» (самым известным «чинарем» был Д. Хармс), то возникло подозрение, что «Потец» - это вовсе не абсурдный набор слов, подобранных по принципу аллитерации. Дело в том, что «Чинари» негласно изучали мистические доктрины. В частности, на основе их бесед было создано нечто вроде «Исследования ужаса»
Так вот, долгое время считалось, что слово «потец» не имел смысла, мол, оно было выдуманным. Однако оказалось, что «потец» - это своего рода «роса смерти», то есть посмертный пот, который выступает на лбу умершего. А это отсылает нас к обрядам и представлениям русского сектантства. Причем, именно той его части, что наиболее удалена от Православия, но приближена к хтоническим верованиям.
В итоге текст, а за ним и мультфильм посвящены постижению «феномена смерти», того самого ужасного и пугающего момента, которого не удается никому избежать. Однако многих волнует, является ли Смерть «вторым рождением»? Помните фразу, которую можно обнаружить во множестве мистических триллеров: «Смерть – это не конец, это всего лишь начало».
В итоге дети как бы хотят узнать от умирающего отца один из важных бытийственных вопросов. Однако постичь истину через пустые слова невозможно. Смерть – как «великое мерило» ощутима лишь через приближение к ней. А по этой причине анимационная лента становится своего рода танатофилическим заклинанием (Танатос - древнегреческое олицетворение смерти).
Опять же в фильме есть несколько интересных моментов. В частности своего рода «лик смерти», который по традиции снабжен клеймами (изображениями идущими по периметру основного, центрального сюжета). На этих клеймах мы видим стадии подготовки к смерти, к в известной степени (хотя и со множеством оговорок) как бы отсылает нас к таинству соборования
Нет ничего удивительного в том, что подобный мрачный мультфильм не был «востребован» на телевидении. Что вполне объяснимо, нас в те годы призывали в очередное «светлое будущее», а создатели анимационной ленты подобно древним римлянам требовали «помнить о смерти»
На наш взгляд имеет смысл взглянуть на наследие Введенского с мистической точки зрения, принимая не только наследие упоминавшегося выше «русского сектантства», но и построения «Братьев Смерти» (как иногда именовали паулинов), тем более что этот орден имел влияние как раз в Восточной Европе.
Если же говорить о значении этого мультфильма для нуара в целом, то его надо ставить рядом с изображением в кинематографе мексиканского «Дня мертвых». Опять же умирающий «отец» явно отсылает нас к былинному наследию, в частности хтоническому богатырю Святогору, который оказывается запрет в каменном гробу, но при этом передает часть силы Илье Муромцу