Найти в Дзене
Интересные места

Здесь был завод. Рождение и смерть Красноярского шелкового комбината.

Идея этой статьи родилась совершенно неожиданно. Необходимо было заехать в торговый центр, но не простой, а расположенный в цехах и корпусах бывшего Красноярского шелкового комбината. И появилась мысль: а почему бы не рассказать, что здесь было раньше, и отснять, что есть сейчас? Тем более, территория бывшего комбината теперь в открытом доступе, - фотографируй, сколько душе угодно.

Год на здании недвусмысленно указывает на эпоху, когда все это строилось
Год на здании недвусмысленно указывает на эпоху, когда все это строилось

Итак, сегодня рассказ о Красноярском шелковом комбинате им. 50-летия СССР, с 1992 года ОАО "Шелен".

В каких-то корпусах разруха, но в целом площади бывшего комбината активно используются, правда уже по новому назначению
В каких-то корпусах разруха, но в целом площади бывшего комбината активно используются, правда уже по новому назначению

Из официальной справки известно, что Красноярский шелковый комбинат занимался выпуском портьерных, жаккардовых, атласных, мебельных, подкладочных тканей и тканей специального назначения. Комбинат был единственным подобным предприятием на территории Сибири и Дальнего Востока, а после 1991 г. — единственным в СНГ.

Тут и там встречают объявления и плакаты об аренде
Тут и там встречают объявления и плакаты об аренде

Красноярский шелковый комбинат имени 50-летия СССР был основан в 1957 г. и на момент открытия был одним из крупнейших и самых передовых предприятий страны. Комбинат имел весь комплекс производств по переработке сырья и дизайну. Ассортиментный ряд насчитывал десятки артикулов и сотни рисунков на тканях портьерной, мебельной, подкладочной и других групп.

-4

Ну это сухая официальная информация, хотя она и абсолютно верная. Только об одном из главных (если не самом главном) назначении комбината, в ней упомянуто несколько вскользь. Речь о тканях специального назначения.

На трансформаторной подстанции ворота еще деревянные, - настоящий раритет...
На трансформаторной подстанции ворота еще деревянные, - настоящий раритет...

Что это за ткани такие? Ответ довольно простой. В 50-е годы в СССР начинается бурное развитие реактивной авиации, в первую очередь военной. Ну а многие реактивные самолеты, как военные, так и гражданские (Ту-104, например) оборудованы парашютно-тормозной установкой, или проще говоря, тормозным парашютом.

Вот резкий рост потребности в ткани для парашютов (тех самых тканях "специального назначения"), применяемых в тормозных системах в авиации, и стал причиной появления Красноярского шелкового комбината.

Активно используются площади на первых этажах, остальные еще только ждут новых хозяев
Активно используются площади на первых этажах, остальные еще только ждут новых хозяев

Итак, в 1951 году началось возведение Красноярского шёлкового комбината, а в мае 1957 года  была выпущена первая продукция – подкладочная саржа. Шесть лет для пуска громадного комбината, - не такой уж большой срок, даже по нынешним меркам, ну а для начала 50х годов темпы тем более впечатляющие.

Но ради справедливости надо упомянуть то, на чем в СССР внимание акцентировать было не принято. По большому счету, это не советский, а немецкий проект. Запускали и налаживали производство на комбинате немецкие специалисты. Но нет, вовсе не пленные, как сейчас подумали некоторые. Приехавшие и работавшие по собственному желанию, и жившие в весьма отличных, даже по современным меркам, условиях.

Видите эти коттеджи, наподобие того, в каком жил Штирлиц, на фото? Этот небольшой поселок прямо возле комбината был построен специально для немецких ИТРовцев. Вполне европейские коттеджи, с центральным отоплением, водопроводом и канализацией. Двухэтажные, видимо, предназначались для руководства, одноэтажные, -- для специалистов попроще.

Но немцы свою работу выполнили, комбинат запустили, подготовили советских специалистов, и уехали домой. А комбинат и коттеджи остались (часть домов, потом правда снесли). Сейчас в этом мини-поселке живут уже совсем не немецкие специалисты. Многие дома сильно перестроены новыми владельцами, но что-то еще сохранилось с тех времен.

Какие-то дома скрыты за заборами из новомодного профлиста, какие-то еще сохранили оригинальные кирпичные столбы и металлические ограды, ну а где-то совместили, -- оставил оригинальные столбы, а вместо металлической ограды положили кирпич и сделали такое симпатичное граффити...
Какие-то дома скрыты за заборами из новомодного профлиста, какие-то еще сохранили оригинальные кирпичные столбы и металлические ограды, ну а где-то совместили, -- оставил оригинальные столбы, а вместо металлической ограды положили кирпич и сделали такое симпатичное граффити...

На пике своего развития, являясь флагманом легкой промышленности, комбинат выпускал десятки наименований тканей, а также построил много социальных объектов: детские сады, училище, жилье (есть в Красноярске улица, которая так и называется, - Шелковая), содержал женскую баскетбольную команду, турбазу и тд.

Административные здания используются по полной, - под офисы
Административные здания используются по полной, - под офисы

В 1992 году предприятие было преобразовано в ОАО «Шелен». В 2000х годах, как это ни дико звучит для Красноярска с его ГЭС и энергетическим комплексом, из-за роста энерготарифов красноярские ткани не выдерживают конкуренции, и в 2009 году «Шелен» становится банкротом. На этом история комбината закончилась. Территория и корпуса комбината "пошли с молотка".

-13

Сейчас, как видно из фото, в бывших цехах и производственных помещениях комбината разместились, в основном, разнообразные торговые предприятия и склады. Административные здания используются под офисы, часть заброшена, что-то снесли.

Вот такая история Красноярского шелкового комбината. Одно непонятно, из официальной справки, приведенной в начале текста, хорошо известно, что комбинат после 1992 года остался единственным подобным предприятием в СНГ. Где мы теперь ткань для парашютов закупаем?

-15

На этом на сегодня все, до новых встреч!

-16

Другие публикации на тему погибших заводов:

Паровоз СО. Печальная судьба завода, выпускавшего эти паровозы.