Найти тему

Ганс Гигер — художник чья больная фантазия породила Ксеноморфов

Облик монстров в фильмах ужасов обычно не отличался оригинальностью. Чаще всего чудовища копировали облик разнообразных хищников, от акул до динозавров. Иногда просто увеличивали некое животное до гигантских размеров, как это было с Кинг-Конгом. Самые креативные дизайнеры монстров изображали существ, похожих, например, на помесь орангутанга с осьминогом. Но в фильме «Чужой», вышедшем на экраны в 1979 году, зритель увидел нечто совершенно иное. Ксеноморф не походил ни на одно из земных животных, он и в самом деле казался выходцем из иного мира.

Скульптура ксеноморфа, созданного Гигером для третьего фильма.
Скульптура ксеноморфа, созданного Гигером для третьего фильма.

Облик ксеноморфа придумал художник Ганс Руди Гигер. В 1977 году он выпустил альбом своих рисунков под названием «Некрономикон», в честь несуществующей книги, фигурирующей в текстах Г.Ф. Лавкрафта. Режиссёр Ридли Скотт, как раз в это время думавший над тем, каким должен быть внешний вид страшной твари в его будущем фильме, полистал этот альбом и понял — именно этот художник может придумать совершенно оригинальный и вместе с тем пугающий образ инопланетного существа. Так оно и получилось. Гигер создал также эскизы, которые использовались при съёмке двух последующих фильмов франшизы «Чужие».

Ганс Руди Гигер.
Ганс Руди Гигер.

Будущий художник родился в 1940 году, в мирной Швейцарии, избежавшей участия во Второй мировой войне. Его отцом был аптекарь, однажды подаривший своему сыну настоящий череп, полученный от одной медицинской фирмы в качестве сувенира. Возможно, именно он послужил причиной того, что юный Ганс увлёкся темами, которые станут характерными признаками так называемой готической субкультуры. В те годы такого движения ещё не было, но мрачная романтика во все времена привлекала молодых людей.

Черепа часто встречаются в творчестве Гигера.
Черепа часто встречаются в творчестве Гигера.

Юный Ганс любил одеваться во всё чёрное, в своём родном доме он обустроил «чёрную комнату», украшенную изображениями отрубленных рук, разнообразных уродцев и прочей подобной атрибутикой. Став постарше, он стал коллекционировать оружие — начал с самодельных луков, кинжалов и кастетов, потом стал покупать настоящие револьверы, благо оружейное законодательство Швейцарии было весьма либеральным. Отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и пытался учить его латыни, необходимой каждому врачу или аптекарю. Но Ганс от занятий отлынивал и вообще учился не слишком прилежно. Единственное, что ему нравилось — рисовать.

Один из набросков к «Дюне».
Один из набросков к «Дюне».

Первые рисунки Ганса Гигера были опубликованы в 1959 году, в школьном журнале. А через 10 лет у него уже были свои персональные выставки. Ганс рисовал плакаты, оформлял музыкальные альбомы, а в 1975 года его нанял Алехандро Ходоровски, задумавший экранизировать роман «Дюна» Фрэнка Герберта. Гигер должен был нарисовать пейзажи планеты Дюна, а также придумать дизайн кресла барона Владимира Харконнена. Однако вскоре работы над этим фильмом прекратились.

Кинематограф после Гигера уже не будет прежним.
Кинематограф после Гигера уже не будет прежним.

Стиль работ Гигера критики часто называют «биомеханическим» — на его картинах жуткие органические образы составляют одно целое с таинственными механизмами, явно служащими каким-то зловещим целям. На других картинах изображены шахты и лестницы — по словам художника, в 1960-х его тревожили постоянные кошмары, превратившиеся в наваждение. Ему снились бесчисленные шахты и пропасти с бесконечными лестницами без перил. Помимо собственных кошмаров, Гигера вдохновляли работы Фрейда по теории сновидений, а также творчество таких художников, как Сальвадор Дали, Эрнст Фукс, Альфред Кубин и Ханс Беллмер.

Начинающая актриса Ли Тоблер познакомилась с Гигером в 1965 году.
Начинающая актриса Ли Тоблер познакомилась с Гигером в 1965 году.

Мрачное искусство Ганса Гигера было его способом избавиться от тревожных галлюцинаций и кошмаров. В 1975 году произошло трагическое событие, которое также сказалось на его творчестве. Возлюбленная художника Ли Тоблер, находясь в состоянии тяжёлой депрессии покончила с собой, выстрелив себе в голову. При этом она использовала один из экспонатов оружейной коллекции Гигера.

«Ли II», 1974 г.
«Ли II», 1974 г.

Ганс, который был без ума от Ли, тяжело переживал эту трагедию. Она была его музой, её облик присутствовал в его работах. Две из наиболее известных картин Гигера были посвящены именно Ли Тоблер, они так и назывались «Ли I» и «Ли II». Ганс закончил их незадолго до трагической смерти его любимой. В результате этого события у Гигера наступил длительный период самобичевания и горя, во время которого он полностью погрузился в работу.

Безусловно, это отразилось и на его картинах, ставших куда более депрессивными. Именно в этот момент состоялось его знакомство с Ридли Скоттом, так что можно сказать, что ксеноморф появился благодаря смерти 27-летней Ли.