Всем нам с самого детства знаком этот необычный и загадочный праздник.
Именно в этот день, 7 июля, накануне Дня Петра и Февроньи (Дня семьи любви и верности), каждый год нам следует чествовать еще один праздник - День Ивана Купалы.
Возник он у восточных славян еще в раннем язычестве и изначально был связан с летним солнцестоянием. Отмечали его 22 июня – когда лето поворачивает на осень. Восхваляли в этот день плодородие и цветение, начало настоящего лета.
С приходом христианства и принятием григорианского календаря праздник перенесли на 7 июля и он совпал с днем рождества Ивана Крестителя, имя которого в переводе с греческого означает "купатель". Это и дало празднику его нынешнее название – День Ивана Купалы. Но несмотря на существенные перемены, древние обряды, посвящённые этому дню, не забылись.
Какие ассоциации сразу приходят в голову, какие картинки встают перед мысленным взором?.. Конечно же, обливания чистой водой, прыжки через костер, хороводы, песнопения, плывущие цветочные венки по глади реки и, конечно же, самый таинственный мифический цветок папоротника...
Основу для костра, который предстоит зажечь вечером, подготавливают молодая часть празднующих: хворост, сухие поленья, старые метлы, корзины, дрова (которые предпочтительно украсть), сломанные ворота, бочки и прочее, годящееся для кормления пламени, - одним словом, все что ни найдешь и ни попросишь, ведь не дать требуемого для купальского костра еще не так давно считалось грехом. Также считалось, что, чем выше костер, тем лучше: священный огонь защитит от дурного глаза, темных сил, болезней, неурожая, падения скота и многих других несчастий, выпадающих на головы людей.
Купальские костры, уложенные неподалеку от берегов водоемов или на перекрестках дорог, если открытая вода далеко, зажигают вечером, сразу, как зайдет солнце, и "кормят" огонь до рассвета, не давая потухнуть. Иногда готовят не один костер. По обычаю, право розжига достается главе сбора или другому уважаемому человеку. Ранее купальский костер ( или царь-огонь) разжигали только при помощи огня, добытого трением, называя такой огонь живым.
Традиции, обычаи и притчи
* В Полесье на Ивана Купалу костёр иногда разжигали на кладбище.
* В разных традициях имеются свидетельства, что огонь от купальского костра несли домой и разводили новый огонь в очаге.
* К огню должны были выйти все женщины села, т. к не пришедшая подозревалась в ведьмарстве, причастности к темным силам.
* Вокруг костра/костров водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. Девушки и по сей день прыгают через огонь, «чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров», и чтобы «русалки не нападали и не приходили в течение года». Девушку, не перепрыгнувшую через костер, называли ведьмой, её обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнём.
* На Киевщине нечестная девушка (потерявшая девственность до свадьбы) не имела права прыгать через костёр на Ивана Купалу, так как она тем самым осквернила бы его.
* На Украине и в Белоруссии девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака, как и летящие им вслед искры.
* Для защиты от колдовства на Гомельщине парни на руках качали девушек над купальским костром.
* Ребята с факелом или головешкой гонялись за девушками, пугая их или принуждая прыгать через костёр; сталкивали с горок подожженные бочки и колеса. Все эти действия сопровождались громкими криками, хлопаньем о землю бичами, стрельбой из самодельных ружей.
*В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора.
* В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни.
* По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть— оборотни, русалки, ведьмы, колдуньи, лешие, водяные. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях.
* Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
* В Полесье над костром на шесте водружали дегтярные банки, чтобы при разжигании костра — они также загорелись.
* Остатки купальского костра , даже его пепел, считались магическим средством повышения плодородия, поэтому головешки и огарки разбрасывали по полям и огородам, втыкали в землю среди посевов, угли закапывали в грядки, несли домой и разжигали в печи новый огонь, через остывшие головешки и пепел перегоняли скот и т. п.
* На Украине и в Белоруссии известен обычай катания колёс (в южно-русских областях — в Петров День). Старое колесо (деревянный обруч, обвязанный соломой или травами; колесо, сплетённое из старых веников; огромное колесо-венок; ) зажигали и скатывали вниз с горы в реку, обкатывали им село, реже — катали на таких колёсах девушек (предварительно продев в ступицу колеса кол и держа его за оба конца; этот обычай назывался колесня).
А что сказать о воде в открытых водоемах? Ведь, если в эту волшебную ночь вся ее нечисть пускалась в разгул, не было ли страшно столкнуться с ней, купаясь в реке или озере?
По одним поверьям, в эту ночь и правда лучше держаться подальше от открытой воды, ведь силы нечисти могут погубить и утащить человека на самое дно. По другим же поверьям, в ночь Ивана Купалы, вся водяная нечисть выходит на берег, поэтому купаться абсолютно безопасно.
Однако в целебных свойствах воды в этот день никто не сомневается. Набранная из источников, она, по мнению наших предков, обладает целебными силами. Те, кто побоялся плавать в водоёмах, раньше старались ходить босиком, умыться или даже лечь в траву, покрытую утренней росой. Девушки таким способом возвращали или усиливали свою красоту, а юноши – здоровье. До наших дней дошел обычай обливаться водой на День Купалы – считается, что тот, кого облили в этот день, весь год будет счастливым...
Вот мы и добрались до самого загадочного символа Купальской ночи - цветка папоротника.
Только один раз в год – в ночь Ивана Купалы, по народным поверьям, распускаются цветы папоротника. Счастливец, которому повезёт найти такой цветок, обретёт волшебные способности – сможет видеть сквозь землю зарытые клады, разговаривать с животными и растениями, управлять водой и нечистыми духами, даже становиться невидимым. А потому многие бросались на поиски этого волшебного цветка.
Согласно славянским поверьям, папоротник цветёт лишь один миг; сорвать его очень трудно, тем более что нечистая сила этому всячески препятствует и запугивает человека, в некоторых случаях лишая рассудка, речи, памяти.
Также по поверью, в полночь из куста папоротника «показывается цветочная почка. Она то движется вперед и взад, то заколышется как речная волна, то запрыгает как живая птичка. Все это происходит от того, что нечистая сила старается скрыть от людского взора дорогой цвет. Потом, ежеминутно увеличиваясь и вырастая вверх, цветет как горячий уголь. Наконец, ровно в 12 часов, с треском развертывается цвет, как зарница, и своим пламенем освещает около себя и вдали».
Чтобы сорвать папоротник, нужно в ночь на Ивана Купалу разостлать около растения священную скатерть (употреблявшуюся на Светлой неделе), очертить вокруг себя круг освящённым ножом, читать заговор и дожидаться полуночи. Нечисть старается отвлечь охотника за цветком папоротника: шумит, зовет голосом близкого человека, окликает. Если отозваться на голос или повернуться к призраку, то можно лишиться жизни. Злой дух срывает голову вместо папоротника и посылает душу в ад на мучение за то, что дерзнул похитить цветок, составляющий украшение ада. Сорвав цветок, нужно спрятать его за пазуху и бежать без оглядки (по другому поверью, нужно бережно положить его на раскрытую ладонь и нести до дома, не оглядываясь назад).
Но не только папоротник обладал волшебными силами в Купальскую ночь. Любое растение в эту ночь усиливало свои целебные свойства, а потому знахари шли собирать эти растения, читая специальные заговоры и молитвы.
А еще...
Народные поверья гласят, что в эту волшебную ночь можно было узнать свое будущее
Девушки плели венки и спускали их в воду, наблюдая за их движением. Считалось, что чем дальше уплывёт венок, тем быстрее в этом году выйдет замуж его хозяйка. Если венок крутился на месте, то до семейной жизни девушке ещё далеко. Хуже всего было, если венок тонул – это значило, что пары не найти, и обладательница венка всю жизнь будет одна.
Парни тоже не оставляли без внимания девичьи обряды. Они старались выловить венок своей избранницы, а если получалось, то требовали взамен на него поцелуй.
Такое вот волшебство связано с этим ярким и веселым праздником...
От автора: Вся информация и изображения взяты из открытых источников ( Википедия, ст. " Обряды и гадания в ночь на Ивана Купалу").
А какие обряды и легенды знаете Вы про праздник Ивана Купалу?
Если материал был интересен, ставьте палец вверх)))